Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
296 - Сюда нас привела общая беда: неимоверный труд рыбаков и социальная неспра ведливость, не выдерживающие никакой критики. Моряки сейчас похожи на расстроен ный рояль, на котором невозможно играть любому профессиональному музыканту. Ну жен хороший настройщик, а его нет ни в аппарате управления, ни в профсоюзе. Выраже ние «рыбак - дважды моряк» оказалось лирической фразой, а на деле рыбак - дважды батрак. Как дали ему в двадцатые годы в руки шкерочный нож, так и по сей день не заме нят. А нагрузки увеличились в 10-15 ра з . Выжали из судов все возможное, а теперь гово рят: переходите, мол, на хозрасчет. Никакой вундеркинд-начальник управления в том по ложении, в котором находится флот, при существующих расценках и фондах из прорыва не выйдет. Флот разрушается не по дням, а по часам. Мы теряем специалистов. Страшная текучесть кадров. Диву даешься, как умудряется иерархическая «надстройка» над рыба ком быть с прибылью, не ущемлять себя в зарплате, а добытчик остался с протянутой ру кой . Все эти безобразия привели к тому, что рыбак потерял веру даже в реальные вещи. Идет полная деградация доверия. Очень много вопросов задал в своем выступлении первый помощник капитана БМРТ «Быково» объединения «Мурманрыбпром» А. М. Щепелин. На некоторые из них делегат попробовал ответить сам: - Если спросить: «Зачем нужен промысловый флот?» - ответ прост и ясен - чтобы обеспечить народный стол рыбопродукцией. А зачем транспортный флот, вспомогатель ный, судоремонтные организации, береговые рыбообработчики, научники? Ответ тоже ясен. Только их взаимоотношения, существующие ныне, непонятны. Не может же быть, чтоб организации, являющиеся вторичными обладателями добытой промысловыми фло тами рыбы, могли успешно и прибыльно работать, а добывающие флоты пребывать в убытке и безденежье. Почему сложились такие взаимоотношения? Кем они созданы? Эти вопросы моряки задают руководству, а оно у нас могучее. Жаль только, что крепость эта заключается в многоэтажности и многочисленности руководства. Когда же сократится управленческий аппарат?.. Зачем министерство? Зачем БПО? Зачем отделы планирова ния, а также организации труда и заработной платы? И далее Щепелин со своей позиции оценивает деятельность Минрыбхоза и его чи новников, говорит о необходимости упразднения БПО, о том, что методика начисления зарплаты настолько запутана, что без специальной подготовки все эти крючкотворные го ловоломки решить невозможно. Один, но очень важный вопрос задал выступающий и в свой адрес: нужен ли на судне первый помощник капитана? И сам ответил: n W ч/ - В длительном рейсе, вероятно, нужен человек, умеющий снять с души моряка психологическую усталость. Сейчас, пожалуй, важней убедить моряка, что злобность, эгоцентризм, бездуховность - вредные качества. Но самому нужно обладать повышен ным чувством справедливости, доброго внимания, бескорыстия, здоровой человеческой моральной чистотой. - На БМРТ «Михаил Квасников» я возглавлял экипаж в течение четырех лет, - ска зал в своем выступлении капитан-директор объединения «Мурманрыбпром» В. Х. Кобер. - 1988 год мы отработали по экономическому эксперименту с принципами хозрасчета. Частично нам дали самостоятельность и материально заинтересовали. Я повторяю, час тично. Но вы бы видели, как сразу же изменилось отношение экипажа к ресурсам, мате риалам, все члены экипажа помогали друг другу. Возросла активность людей. У меня, как у капитана-директора, появилась самостоятельность в выборе места промысла, хозяйст венной деятельности судна. И результаты доказали правильность пути. А то ведь у нас не которые кабинетные работники любят еще давать капитанам указания, чуть ли не в каких координатах бросать трал. Но благие начинания не прижились, не позволяет структура
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz