Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

296 - Сюда нас привела общая беда: неимоверный труд рыбаков и социальная неспра­ ведливость, не выдерживающие никакой критики. Моряки сейчас похожи на расстроен­ ный рояль, на котором невозможно играть любому профессиональному музыканту. Ну­ жен хороший настройщик, а его нет ни в аппарате управления, ни в профсоюзе. Выраже­ ние «рыбак - дважды моряк» оказалось лирической фразой, а на деле рыбак - дважды батрак. Как дали ему в двадцатые годы в руки шкерочный нож, так и по сей день не заме­ нят. А нагрузки увеличились в 10-15 ра з . Выжали из судов все возможное, а теперь гово­ рят: переходите, мол, на хозрасчет. Никакой вундеркинд-начальник управления в том по­ ложении, в котором находится флот, при существующих расценках и фондах из прорыва не выйдет. Флот разрушается не по дням, а по часам. Мы теряем специалистов. Страшная текучесть кадров. Диву даешься, как умудряется иерархическая «надстройка» над рыба­ ком быть с прибылью, не ущемлять себя в зарплате, а добытчик остался с протянутой ру­ кой . Все эти безобразия привели к тому, что рыбак потерял веру даже в реальные вещи. Идет полная деградация доверия. Очень много вопросов задал в своем выступлении первый помощник капитана БМРТ «Быково» объединения «Мурманрыбпром» А. М. Щепелин. На некоторые из них делегат попробовал ответить сам: - Если спросить: «Зачем нужен промысловый флот?» - ответ прост и ясен - чтобы обеспечить народный стол рыбопродукцией. А зачем транспортный флот, вспомогатель­ ный, судоремонтные организации, береговые рыбообработчики, научники? Ответ тоже ясен. Только их взаимоотношения, существующие ныне, непонятны. Не может же быть, чтоб организации, являющиеся вторичными обладателями добытой промысловыми фло­ тами рыбы, могли успешно и прибыльно работать, а добывающие флоты пребывать в убытке и безденежье. Почему сложились такие взаимоотношения? Кем они созданы? Эти вопросы моряки задают руководству, а оно у нас могучее. Жаль только, что крепость эта заключается в многоэтажности и многочисленности руководства. Когда же сократится управленческий аппарат?.. Зачем министерство? Зачем БПО? Зачем отделы планирова­ ния, а также организации труда и заработной платы? И далее Щепелин со своей позиции оценивает деятельность Минрыбхоза и его чи­ новников, говорит о необходимости упразднения БПО, о том, что методика начисления зарплаты настолько запутана, что без специальной подготовки все эти крючкотворные го­ ловоломки решить невозможно. Один, но очень важный вопрос задал выступающий и в свой адрес: нужен ли на судне первый помощник капитана? И сам ответил: n W ч/ - В длительном рейсе, вероятно, нужен человек, умеющий снять с души моряка психологическую усталость. Сейчас, пожалуй, важней убедить моряка, что злобность, эгоцентризм, бездуховность - вредные качества. Но самому нужно обладать повышен­ ным чувством справедливости, доброго внимания, бескорыстия, здоровой человеческой моральной чистотой. - На БМРТ «Михаил Квасников» я возглавлял экипаж в течение четырех лет, - ска­ зал в своем выступлении капитан-директор объединения «Мурманрыбпром» В. Х. Кобер. - 1988 год мы отработали по экономическому эксперименту с принципами хозрасчета. Частично нам дали самостоятельность и материально заинтересовали. Я повторяю, час­ тично. Но вы бы видели, как сразу же изменилось отношение экипажа к ресурсам, мате­ риалам, все члены экипажа помогали друг другу. Возросла активность людей. У меня, как у капитана-директора, появилась самостоятельность в выборе места промысла, хозяйст­ венной деятельности судна. И результаты доказали правильность пути. А то ведь у нас не­ которые кабинетные работники любят еще давать капитанам указания, чуть ли не в каких координатах бросать трал. Но благие начинания не прижились, не позволяет структура

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz