Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

28 неров-смежников по «Договору 14-ти». Он сказал понятные каждому работяге слова, что раз рыба сама идет в руки, значит, ее надо суметь принять и обработать, чтобы потом по­ лучить дополнительное материальное вознаграждение и другие осязаемые блага. И не нужны для этого никакие лозунги и договоры. Всякого рода мероприятий, программ и нормативных документов хватало с избытком. Не было одного - ответственности тех, от кого зависел успех общего дела. А от кого он зависел, этот успех? От рыбака, стоящего на вахте, или рыбообработчицы, выполняющей сменное задание? От капитана экипажа или начальника цеха, завода? От флотоводца или руководителя рыбоперерабатывающего комплекса? От работника «Севрыбы» или заведующего отделом обкома КПСС? От мини­ стра рыбного хозяйства страны или партийного лидера? Да, от каждого из них, если их ин­ тересы совпадали. Но как, какой компьютерной машине поручить подсчитать-сложить ин­ тересы моряка приемотранспортного флота и рыбака промыслового объединения, инте­ ресы экипажа и флота, слесаря-судоремонтника и прораба, рыбообработчика и работника сбытовой организации, продавца и покупателя? Нормы, оклады, паи, тарифы, показате­ ли-аттестации.... И тогда на помощь приходили лозунги и призывы, медали и ордена, пе­ реходящие красные знамена и вымпелы в честь победителей социалистического сорев­ нования. Все то, что можно назвать идеологической работой в массах. Обращались к со­ циалистическим ценностям общества, к совести отдельного человека. И человек откли­ кался. Откликался раз, откликался два, откликался, пока не понимал, что его обманывают. Обманывают нагло, открыто, себе во благо. .Однако вернемся к столь важной проблеме, как обеспечение бесперебойной ра­ боты рыбацкого конвейера. В середине 1980-х годов Северный бассейн испытывал ост­ рую нехватку транспортных рефрижераторов, которые в море забирали рыбопродукцию у промысловых судов и доставляли ее в порт. Имея минимум транспортов, «Севрыба» ста­ ралась сделать все для того, чтобы обеспечить ими прежде всего отдаленные районы промысла, где экипажи судов, набрав полный груз, подчас вынуждены были дрейфовать в ожидании выгрузки. Иное дело Баренцево море. Работающим здесь экипажам далеко не всегда было выгодно дожидаться подхода транспортов, и они шли на разгрузку в порт «по зеленой». То есть становились как бы лишними, внеплановыми судами для порта, рыбокомбината, железной дороги. Отряд этих внеплановых судов нередко пополнялся траулерами, которые буквально за несколько дней до окончания рейса набирали пол­ ный груз и выгружать его в море на ТР не было смысла. То есть приход «по зеленой» был объективен, экономически и морально оправдан. Пока судно стояло у причала под вы­ грузкой, флотские береговые специалисты могли его подремонтировать, снабдить всем необходимым, да и сами рыбаки имели возможность в какой-то мере отдохнуть от моря, побывать дома, повидать близких. Но ведь происходило это все в стране, где план - за­ кон, а незапланированная инициатива.. Да-да, беззаконие, за которое надо наказывать. А если не наказывать, если, наоборот, попытаться обустроить рыбакам «зеленую улицу» в родной порт?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz