Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
208 Ловить или искать? Этот вопрос, как гамлетовский «Быть или не быть?», стал для поискового флота ключевым. Этот жизненно важный вопрос, а точнее - ответы на него были камнем преткновения в спорах между учеными и промысловиками, сотрудниками ПИНРО и работниками «Севрыбпромразведки», он стал поводом для взаимных претензий членов даже одного экипажа поискового судна. Давно прошли те времена, когда поморы передавали приметы на рыбалку из по коления в поколение. Не имея приборов, соленость морской воды определяли на вкус. Всеми доступными методами постоянно следили за течением, за направлением ветра. Этот опыт накапливался столетиями, передавался от отца к сыну. Имелись «семейные тайны», которые оберегались, как сейчас защищают «секреты фирмы». В настоящее вре мя есть много приборов, которыми измеряются температура, соленость морской воды, скорость и направление морских течений. Но чем больше человек изучает океан, тем больше появляется вопросов: где, когда, сколько и какой рыбы будет? А чтобы ответить хоть на один из них, надо знать «почему?» Почему рыба создает скопления на одном или другом участке моря? Ситуацию на промысле не воспроизвести в лабораторных условиях. Опыт копится постепенно и формируется в знания, в профессионализм, который выраба тывается в содружестве ученых и поисковиков. Капитаны траулеров, вышедших в поисковые рейсы, относились к находящимся на борту ученым и их задачам, мягко говоря, без особого энтузиазма. Обычно это не прояв лялось открыто, просто под видом получения более полных данных суда задерживались «на рыбе», чтобы сделать еще одно-другое полноценное траление. На первый взгляд, до быть за полтора-два часа несколько тонн трески весомее, чем 300 граммов копшака, но для научных сотрудников этот копшак, служащий основной едой для рыбы и выловлен ный в новом квадрате моря, важнее, чем полноценный улов в уже исследованном пром- районе. При этом в пылу рыбалки забывалось, что главная задача - исследования, кото рые должны обеспечить успешную работу всех флотов не только в ближайшие дни, но и в будущем. А как же быть с рейсовым планом по добыче? Как существовать флоту, если каж- * дые сутки эксплуатация только одного судна обходятся ему в шесть тысяч рублей? Полу чается, что с государственной точки зрения не всегда выгодно, чтобы поисковые суда вы полняли суточные задания по вылову. Но ведь эти задания кем-то спущены, утверждены, от выполнения или невыполнения рейсового плана зависит зарплата моряков! На это противоречие «накручивается» новая, более глобальная нестыковка интересов: в услови ях хозрасчета, при прямых хоздоговорных отношениях добывающие флоты могут очень крепко прижать «Севрыбпромразведку», если она будет ошибаться в своих рекоменда циях по сырьевой базе или некачественно вести поисковые работы. Но ведь промразвед ка строит свою деятельность, исходя из прогнозов ПИНРО! Вот и получается, что внешние друзья-партнеры, а внутренние враги-соперники так повязаны друг с другом, что в оди ночку, без постоянной борьбы им не выжить. Однако не все так сложно и запутано, как может показаться поначалу. Не просто фили стояли у руля поискового флота, а очень толковые «доценты с кандидатами», умеющие обосновать и отстоять свою точку зрения. Знающие, как разложить по полочкам причины и следствия, а затем сделать необходимые выводы и сброшюровать-положить готовые рекомендации в нужный момент нужному начальнику. Знали и умели, пока эко номика страны поддавалась хоть какой-то логике, прогнозировалась на несколько лет вперед. В конце 1987 года «Рыбный Мурман» опубликовал интервью с заместителем на- * В ценах 1985 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz