Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

196 олицетворяет для рыбаков стабильность, родной дом, место, где можно укрыться от вет­ ров и штормов, отдохнуть от напастей морских дорог. В порту сходятся-расходятся- перекрещиваются интересы десятков предприятий и организаций. Чуть что: кто виноват? Конечно - порт, Кусков. А вместе с тем Мурманск - город-порт, город. Кускова? Я помню Валерия Васильевича еще с пышными усами, с лихим чуть ли не кудря­ вым чубом, который выбивался из-под замасленной кепчонки. На докерских разборках у пришвартованных к причалам океанских судах коренастая невысокая фигура начальника терялась в толпе рослых и горластых грузчиков. Но не в его характере было отсиживаться в кабинете, если в порту заваривалась буза. И в 1983-м ему, начальнику второго грузового района, доверили возглавить весь порт еще и потому, что именно Кусков сделал ставку не на окрик, а на диалог с рабочими во время первой \!\ забастовки на Северном бассейне. Тогда вышел очень неудачный приказ о новых повышенных нормах обработки вагонов. И люди отказались работать, возмутились несправедливостью. Долго еще после этого при­ шлось Кускову восстанавливать доверие коллектива к руководству, значительно дольше, чем поправить экономику предприятия. Не будем в этой книге говорить об укрупненных комплексных бригадах и внедре­ нии коэффициента трудового участия, о роли стивидора-бригадира и различных хозяйст­ венных экспериментах, которые как на испытательном полигоне проводились в коллекти­ ве. К началу восьмидесятых годов в прессе портовиков уважительно называли докерами- механизаторами, имена лучших из них вставлялись в речи-доклады партсовхозпрофлиде- ров различных рангов. Вспомним хотя бы Зарецкого и Лучанинова, Федорова и Омель­ ченко, Желтова и Разгонова. Вершиной в организации бригад в порту считалось внедре­ ние частичного хозрасчета. «Давай подряд!» - кричали упоенные первыми результатами торопыги-реформаторы. Управленцы смотрели более трезво: подряд - это полная эко­ номическая самостоятельность низового звена. Значит, на каждую погрузку-выгрузку на­ до полностью рассчитать себестоимость, норму, зарплату для каждой бригады. Для этого придется вдвое увеличить численность наших отделов. Плюс к тому бригаде потребуется открыть свой счет в банке, взять в штат на полставки бухгалтера. Новый начальник порта навсегда для себя запомнил-уяснил, насколько беспер­ спективна система нажима сверху, насильной ломки устоявшихся норм и правил. И пото­ му давил-нажимал аккуратно, постепенно. С оглядкой и на докеров, и на вышестоящее руководство. А без этого никак нельзя, без этого какой же он сам начальник? С реорганизацией схемы управления Северного бассейна рыбный порт стал струк­ турной единицей вновь созданной «Севрыбы», вобрав в себя «Севрыбсбыт» и транспорт­ но-складскую контору. От таких перемен экономической свободы портовики не ощутили, финансовой помощи не получили, зато в полной мере испытали на себе диктат со сторо­ ны «Севрыбы», болеющей за «свой» «Севрыбхолодфлот», суда которого в ущерб других флотов обрабатывались в порту в первую очередь. Наметилась тенденция сокращения объемов поступающих в порт грузов. Это связывали с оскудением запасов Баренцева мо­ ря и расширением связей рыбаков с зарубежными партнерами, так что часть рыбопро­ дукции поступала на берег минуя Мурманск. Перейдя на хозрасчет, в порту на многое взглянули иными глазами. Скажем, кто раньше задумывался, что поддон стоит 35 рублей? А теперь стали беречь каждую копей­ ку. Сократили 700 работников, списали старые, отслужившие свой срок суда портофлота, начали реконструкцию причалов на Угольной базе, повысили тарифы на оказание услуг сторонним организациям, стали копить валюту на реконструкцию нефтебазы. Впервые по- хозяйски взглянули на такую проблему: если судно простаивает у причала, то порт платит штраф флоту, исходя из суммы суточной эксплуатации этого судна. Однако, когда про­ стаивают портовики из-за отсутствия судов, им никто не платит. А ведь простаивают и лю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz