Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
18 кале страстей и борьбе эмоций на самых верхних этажах областной власти, нашедших свое отражение в переменах, происходящих на селе. Я смотрел на межхозяйственную кооперацию как бы изнутри, глазами самих колхозников. Подмечал и «брал на каран даш» новый гараж для механизаторов варзугского колхоза «Всходы коммунизма», строи тельство телятника на тетринской усадьбе колхоза «Беломорский рыбак», возведение це ха по обработке шкур морского зверя в чапомской «Волне». Рос, как тогда говорили, и соцкультбыт. Помню, как одним из рейсов юркий АН-2 доставил в Варзугу первые девять цветных и одиннадцать черно-белых телевизоров. Как волновался начальник авиапло щадки Валерий Попов - молодой парень, мечтавший попасть в летное училище, - когда тяжелые коробки бережно перекладывались на сани и бойкая лошадка с заиндевевшей от мороза мордой тронула в сторону села, кося любопытным глазом на необычный груз. Да, именно в те годы на Терский берег пришло телевидение и началось столь бурное строительство, о котором можно было только мечтать. Но видели колхозники и обратную сторону медали, которую не разглядишь из «севрыбовского» окна. Все работы в рамках межхозяйственной кооперации вело произ водственное предприятие Мурманского рыбакколхозсоюза \МКПП\, набирая чаще всего случайных или в чем-то провинившихся на своей основной работе людей и забрасывая их в отдаленные села, где эти «спецы» были месяцами предоставлены самим себе. Подоб ные «десанты» не способствовали ни укреплению дисциплины, ни качеству строительст ва. Для колхозников, местных жителей, возводимые объекты были чужими, а хозяева, партнеры колхоза по кооперации, находились далеко, за сотни километров от села, да и * головы у руководителей Мурманского морского рыбного порта или управления «Сев- рыбпромразведка» , тралового флота или «Мурманрыбпрома» были заняты со- МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ РЫБНЫЙ ПОРТ, крупнейшее государственное предпри ятие Северного бассейна. Первые сваи забиты в 1926 году. Несколько лет действовал в составе Тралбазы. С июня 1934 года самостоятельное предприятие. В канун Великой Отечественной войны в порту базировались 70 траулеров, 3 рефрижератора, другие промысловые и вспомогательные суда. Годовой грузооборот достигал 600 тыс. тонн. В 1970-х годах территория порта равнялась 160 га, общая протяженность 45-ти при чалов - четыре км, железнодорожных путей - 30 км. В составе порта находились два грузовых района, нефтебаза, база переработки и хранения угля, железнодорожное хо зяйство, плавмастерская, механическая мастерская, навигационная камера, льдозавод, ремонтно-строительный участок. Холодильные емкости на 40 тыс. тонн. Около 60 портальных кранов, 50 автопогрузчиков, почти 300 электропогрузчиков различной мо дификации. Собственный портофлот, который проводил суда по Кольскому заливу, доставлял пассажиров и снабжение на рейд, вел девиационные работы... Работал круглогодично. В годы рыночных реформ грузооборот порта снизился с 3330 тонн (1990) до 260 тыс. тонн (1997). Сокращена численность работающих с 5 тысяч до 2120 человек. * * «СЕВРЫБПРОМРАЗВЕДКА», рыбохозяйственная организация, занимающаяся поиском косяков и добычей рыбы. Создана в 1937 году. Первый руководитель А. Ф. Та ран. В 1990 году поисковый флот насчитывал около 40 судов. В ходе массового акциони рования предприятий «Севрыбпромразведка», единственное из флотов Мурманска, со хранило статус государственного. Лишившись централизованного финансирования, занялась рыбопромысловой деятельностью. Но и это не спасло ее от ликвидации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz