Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

159 правлялись к другим траулерам. А на «Тумане-2» береговые бассейновые руководители решили проверить качество выпускаемой продукции. \Капитан-директор траулера Федо­ ров скажет потом: «Я 20 лет хожу в море, но никогда не видел столь предвзятого контро­ ля. Представители БПО «Севрыба» просто старались задушить арендный подряд. У них не получилось. Получилось у нас: благодаря героическим усилиям экипажа рейсовое зада* ние мы перевыполнили на 5 процентов». \ Итоговые цифры таковы: за 181 сутки рейса команда дала прибыли на 45 тысяч рублей больше, чем в обычном рейсе. Сэкономлено 70 тонн топлива плюс 60 тысяч руб­ лей от работы сокращенным экипажем \на борту было на 20 специалистов меньше\. Весь рейс отработали одним тралом, а это еще 50 тысяч. Люди устали, но работой и заработ­ ком остались довольны. С учетом всех полярок и районного коэффициента матрос перво­ го класса получил более пяти тысяч рублей. \Для сравнения напомню, что ежемесячный оклад гендиректора БПО «Севрыба» в то время составлял 490 рублей.\ Ученые-теоретики, анализируя этот первый арендный рейс, придут к мнению, что полноценная, без скидок на эксперимент аренда судов возможна только в том случае, если на арендные отноше­ ния перейдет полностью сам флот. Но и без хитросплетений нормативных выкладок было видно: за шесть месяцев рейса у команды «Тумана-2» выработался новый тип отношения к делу, рыбаки чувствовали себя хозяевами на судне - экономными и рачительными. Не менее бережливыми хозяевами показали себя и члены второго экипажа БМРТ «Туман-2», те, кто сменил первопроходцев на палубе и в машинном отделении судна. Но к ним отношение управленцев флота было уже иное, с прохладцей. Остудило температу­ ру взаимоотношений мнение, что нельзя экипажу оставлять все сто процентов сверхпла­ новой прибыли, что заработки рыбаков при удачном стечении обстоятельств могут быть слишком большими. Во всяком случае, так решило руководство флота. Ведь есть рейсы «денежные», а есть изначально «прогарные». И именно начальству следует решать, как уравнять в заработке все экипажи. Вот и предложили новому капитану «Тумана-2» И. А. Исковских и его команде в случае успеха оставить себе не 100, а 35 процентов сверхпла­ новой прибыли. Думайте, а если не согласны, то вот вам обычное рейсовое задание. И выдали капитану задание, где черным по белому было написано: плановая прибыль - 15 тысяч рублей. Обсудив план с моряками, Исковских решил пойти в море на условиях арендного подряда. И вдруг сразу же изменилось рейсовое задание по прибыли. Как вы думаете, насколько? На 425 тысяч рублей! Капитан стал возражать, говорить, что это не­ реально. После долгого торга сошлись на 150-ти тысячах. В десять раз больше, чем в обычном рейсе! А почему не в два, не в пять, не в пятнадцать раз? Значит, кто кого пере­ спорит, тот и будет работать в лучших условиях? Вот вам и положение об аренде, условия * которого можно «взять на горло»... Если все же говорить об аренде флота в целом, то вспомним, что скоро жизнь за­ ставит преобразовать объединение в акционерное общество. Стоимость производствен­ ных фондов «Мурманрыбпрома» на тот период составляла почти полмиллиарда рублей. Кто стал владельцем этого капитала? Да, мурманрыбпромовцы, приобретая акции, стали совладельцами предприятия. По идее они, работники объединения, и должны были по­ лучать свои доли прибыли от конечных результатов работы в целом коллектива флота. По идее. Об этом наш разговор впереди. * От аренды судна - к аренде флота, «РМ» от 2 июня 1989 г. * Вот это «аренда»! «РМ» от 3 ноября 1989 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz