Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

156 пил начальник отдела научной организации труда, зарплаты и управления производством «Мурманрыбпрома» Г. Шаташвили. Его выразительное лицо с широкими усами букваль­ но вспыхивало, загоралось внутренним огнем, как только в разговоре затрагивалась эта тема. Именно Шаташвили сумел заразить своей убежденностью работать по-новому эки­ пажи судов. Он рассчитал все возможные варианты, разработал и откорректировал нор­ мативные документы по оплате труда, обобщил первые итоги. Корабли уходили на про­ мысел только после получения необходимых разъяснений и с согласия коллективов по переводу экипажей на новые условия оплаты. Траулеры под руководством капитанов В. А. Дубойского, В. Ф. Сомова сделали по два, а В. Ю. Мятаса - три рейса подряд, не выра­ жая ни малейшего желания вернуться к старой системе. Рост зарплаты по отдельным должностям в экипаже капитана Мятаса характеризуется такими цифрами: у капитана- директора - на 17.9 процента, второго механика - на 16.1 процента, слесаря - на 13.2 процента. Г. Р. Шаташвили Дальше - больше. В экспериментальные хозрасчетные и подрядные рейсы пошли шесть промысловых экипажей объединения. В данном случае речь уже можно вести о воспитании Хозяина \с большой буквы\ траулера, ведь в подрядный метод работы входят расчеты, связанные с затратами на поддержание судна в надлежащем техническом со­ стоянии, стоимостью выработки продукции, затратами на ее производство и реализацию. Конечно, не избежали новаторы ошибок и упущений в расчетах, в определении нормати­ вов. Но благодаря энтузиазму с обеих сторон - и управленцы, и рыбаки нашли оптималь­ ные варианты эффективной работы в море. Особо отличился экипаж капитана В. Х. Кобе- ра, который почти всю рыбопродукцию сдавал только в разделанном виде, став лидером по этому показателю среди однотипных судов. Ну а что же с зарплатой рыбаков? На этот вопрос ответил на страницах «Рыбного Мурмана» сам Шаташвили: - Чтобы избежать огульных суждений, каждому экипажу расчет начисления зар­ платы производили в двух вариантах. Первый - как и предусматривалось договором. Вто­ рой - если бы работали в обычных условиях. Применение подрядного принципа, то есть установление расценок не за период промысла, а за рейс в целом, а также введение еди­ ной сдельной расценки на один рубль товарной продукции, создали реальные возможно-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz