Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
135 Как же ученые-разработчики новой структуры управления пытались учесть в но- вом-старом ГПО-ВРПО специфические особенности каждого предприятия? Они попыта лись перенести старый как мир принцип «ты - мне, я - тебе» на систему взаимоотноше ний между участниками рыбацкого конвейера. На словах получалось неплохо. Ведь если принцип «ты - мне, я - тебе» поначалу вызывает отрицательные ощущения, свидетельст вует о социальной несправедливости, о создании личных благ путем использования по рочных связей, то в условиях Северного бассейна он выглядит вполне благопристойно. Общая заинтересованность, желание помочь друг другу - такие отношения между произ водственными коллективами казались фантастикой. Значит, их надо поставить на проч ные реальные рельсы, «обвязать» новым экономическим мышлением, рассчитать кто, что и сколько получит взамен за ту или иную услугу. Эту задачу и решали-обговаривали в 1988-м году специалисты флотов и береговых предприятий рыбного Мурмана. Хотя не всегда этот разговор был конструктивным, не всегда учитывались интересы всех коллек тивов Северного бассейна. Отдельные авторы грешили бездоказательностью, деклара тивностью, пытались вновь перетянуть одеяло на себя, оголив так и не решенные общие проблемы. Впрочем, предоставим слово самим участникам разгоревшейся на страницах «Рыбного Мурмана» дискуссии. - Сейчас все согласны с тем, что структура управления рыбной промышленностью в регионе не только устарела, но и становится тормозом для дальнейшего развития, - пи шет первый помощник капитана Мурманского тралового флота Д. Мельников. - Нако пившиеся в течение десятилетий противоречия между предприятиями мешают всем, и для их разрешения необходима перестройка управления. Но предлагаемая схема не сни мает этих противоречий. Посмотрим за ее пределы: кроме объединенного флота \ОФ\ за бортом остаются Архангельский и Карельский добывающие флоты, колхозные суда. Кто их будет обслуживать? Ведь объединенный флот будет стремиться в первую очередь ре шить свои задачи, а остальным даст по принципу: «На тебе, Боже, что мне не гоже»! Сле довательно, и транспортники, и промразведка должны будут удовлетворять потребности и других предприятий, и подчас в ущерб ОФ! Какой руководитель потерпит такое? Значит, и «Севрыбхолодфлот», и «Севрыбпромразведка» должны быть самостоятельны? А как же с объединением? Как видите, для объединения флотов одного желания \и даже приказа * ВРПО\ мало. Нужна экономическая заинтересованность всех подразделений. Более категоричен в своих выводах заместитель начальника службы эксплуатации управления «Севрыбхолодфлот» И. Шарагов: - Углубление специализации производства, его концентрация, усиление договор ных обязательств, взаимоувязывание личных интересов работников с общественными, - все это и должно стать альфой и омегой будущих производственных отношений. Да, это трудно. Мы еще не научились отлаживать свои отношения, исходя из экономической взаимовыгоды каждого партнера. В то же время следует особо подчеркнуть, что пред приятия, входящие в состав ГПО, сохраняют свою хозрасчетную самостоятельность. Руко водители Минрыбхоза и «Севрыбы» предлагают же нам совсем иное: масштабные, раз нородные по своей деятельности предприятия объединить и тем самым уйти от догово ров, развития специализации, в конце концов - от хозрасчета...Самостоятельность пока что остается на словах и бумаге. «Друзья»-партнеры продолжают диктовать такие условия работы, которые связывают нас по рукам и ногам. Возьмем, к примеру, столь важный процесс, как стоянка в порту, своевременность, качество обработки судов. Сейчас мы не можем в достаточной степени воздействовать на портовиков, которые не всегда эффек* Гладко было лишь на бумаге, «РМ» от 8 января 1988 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz