Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

135 Как же ученые-разработчики новой структуры управления пытались учесть в но- вом-старом ГПО-ВРПО специфические особенности каждого предприятия? Они попыта­ лись перенести старый как мир принцип «ты - мне, я - тебе» на систему взаимоотноше­ ний между участниками рыбацкого конвейера. На словах получалось неплохо. Ведь если принцип «ты - мне, я - тебе» поначалу вызывает отрицательные ощущения, свидетельст­ вует о социальной несправедливости, о создании личных благ путем использования по­ рочных связей, то в условиях Северного бассейна он выглядит вполне благопристойно. Общая заинтересованность, желание помочь друг другу - такие отношения между произ­ водственными коллективами казались фантастикой. Значит, их надо поставить на проч­ ные реальные рельсы, «обвязать» новым экономическим мышлением, рассчитать кто, что и сколько получит взамен за ту или иную услугу. Эту задачу и решали-обговаривали в 1988-м году специалисты флотов и береговых предприятий рыбного Мурмана. Хотя не всегда этот разговор был конструктивным, не всегда учитывались интересы всех коллек­ тивов Северного бассейна. Отдельные авторы грешили бездоказательностью, деклара­ тивностью, пытались вновь перетянуть одеяло на себя, оголив так и не решенные общие проблемы. Впрочем, предоставим слово самим участникам разгоревшейся на страницах «Рыбного Мурмана» дискуссии. - Сейчас все согласны с тем, что структура управления рыбной промышленностью в регионе не только устарела, но и становится тормозом для дальнейшего развития, - пи­ шет первый помощник капитана Мурманского тралового флота Д. Мельников. - Нако­ пившиеся в течение десятилетий противоречия между предприятиями мешают всем, и для их разрешения необходима перестройка управления. Но предлагаемая схема не сни­ мает этих противоречий. Посмотрим за ее пределы: кроме объединенного флота \ОФ\ за бортом остаются Архангельский и Карельский добывающие флоты, колхозные суда. Кто их будет обслуживать? Ведь объединенный флот будет стремиться в первую очередь ре­ шить свои задачи, а остальным даст по принципу: «На тебе, Боже, что мне не гоже»! Сле­ довательно, и транспортники, и промразведка должны будут удовлетворять потребности и других предприятий, и подчас в ущерб ОФ! Какой руководитель потерпит такое? Значит, и «Севрыбхолодфлот», и «Севрыбпромразведка» должны быть самостоятельны? А как же с объединением? Как видите, для объединения флотов одного желания \и даже приказа * ВРПО\ мало. Нужна экономическая заинтересованность всех подразделений. Более категоричен в своих выводах заместитель начальника службы эксплуатации управления «Севрыбхолодфлот» И. Шарагов: - Углубление специализации производства, его концентрация, усиление договор­ ных обязательств, взаимоувязывание личных интересов работников с общественными, - все это и должно стать альфой и омегой будущих производственных отношений. Да, это трудно. Мы еще не научились отлаживать свои отношения, исходя из экономической взаимовыгоды каждого партнера. В то же время следует особо подчеркнуть, что пред­ приятия, входящие в состав ГПО, сохраняют свою хозрасчетную самостоятельность. Руко­ водители Минрыбхоза и «Севрыбы» предлагают же нам совсем иное: масштабные, раз­ нородные по своей деятельности предприятия объединить и тем самым уйти от догово­ ров, развития специализации, в конце концов - от хозрасчета...Самостоятельность пока что остается на словах и бумаге. «Друзья»-партнеры продолжают диктовать такие условия работы, которые связывают нас по рукам и ногам. Возьмем, к примеру, столь важный процесс, как стоянка в порту, своевременность, качество обработки судов. Сейчас мы не можем в достаточной степени воздействовать на портовиков, которые не всегда эффек* Гладко было лишь на бумаге, «РМ» от 8 января 1988 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz