Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

111 10. ЕДИНЫЙ ФЛОТ БАССЕЙНА Первый звонок к общему сбору флотоводцев-судовладельцев, управленцев пред­ приятий и командиров экипажей, в общем, всех мало-мальски думающих и болеющих за наш Северный бассейн людей прозвучал в середине 1986 года, когда «Рыбный Мурман» опубликовал статью заведующего сектором отдела экономических исследований ПИНРО * А. Васильева. Автор несколько польстил нашей газете: доказывая необходимость созда­ ния на базе входящих в состав ВРПО «Севрыба» предприятий мощного промыслово­ производственного объединения, он уже дал имя этому детищу - «Рыбный Мурман». Правда, оговорился, что название условное. Но первое слово было сказано. И эта давно витавшая в воздухе идея, закрученная вихрем перестроечных ускорений и обновлений, наполнила паруса, сдвинула казалось бы в нужном направлении неповоротливый рыбо­ хозяйственный комплекс Севера. Как водится, обращались к истории. Вспоминали, что сначала был траловый флот. Затем для развития специализированного дрифтерного промысла сельди было создано управление «Мурмансельдь», чей флот в основном состоял из средних рыболовных трау­ леров \СРТ\ и сухогрузных плавбаз. Шло время. Запасы сельди истощились. СРТ переклю­ чились на облов других видов рыб, принося вместо прибыли убытки. В траловых флотах - Мурманском и Архангельском - вступали в строй высокоэффективные морозильные суда \БМРТ\, которые стали все дальше уходить в море от родных причалов. Расширение гео­ графии промысла, а также ассортимента добываемой продукции привели к возникнове­ нию отряда транспортных рефрижераторов и перерабатывающих плавбаз, который со временем отпочковался, превратился в «Севрыбхолодфлот». Самой же «Мурмансельди» для улучшения финансово-экономических показателей стали также поставлять моро­ зильные суда, поэтому сегодня, существуя под вывеской «Мурманрыбпрома», она мало чем отличается от тралового флота. И ныне на Мурманский рыбный порт базируются суда как рыбодобывающие, так и научно-поисковые, колхозные траулеры, обслуживаются транспорты и плавбазы «Севрыбхолодфлота», а также флоты Архангельска \траловый и рыбакколхозсоюза\, Беломорской базы гослова. Ограниченность сырьевых ресурсов, де­ фицит судоремонтных мощностей, нехватка транспортных рефрижераторов, проблемы судообрабатывающего комплекса, узкие места в береговой рыбопереработке - все это порождает неразрешимые противоречия. Обиды и взаимные упреки при планировании, расстановке флота по районам промысла, распределении рыбных квот, лимитов судоре­ монта и материально-технического снабжения. Все так. Но надо с чего-то начинать. Вот и вспомнили-подумали, а не вернуться ли к уже отработанной практике единого \или объединенного\ флота на базе Мурманского тралового, «Мурманрыбпрома» и «Севрыбхолодфлота»? Предпосылки для этого есть, ведь все три государственных мурманских флота призваны решать одну и ту же задачу \вырабатывать рыбную продукцию\, но подчас находятся в разных производственно­ экономических условиях. Объединение и единое управление позволили бы повысить экономическую эффективность руководства, с меньшей затратой средств внедрить авто­ матизированную систему управления производством \АСУП\, которая сможет функцио­ нировать в единой организации, на единой нормативной базе. Пока же, несмотря на ме­ ры по выравниванию экономических условий, предпринимаемые ВРПО «Севрыба», ре­ зультаты работы этих трех флотов, в основном по независящим от трудовых коллективов причинам, никогда не были и не будут одинаковыми. Комментируя этот тезис, как-то ста- * Единый флот бассейна, «РМ» от 12 сентября 1986 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz