Георги, В. С. Путь на Грумант / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1991. - 175 с. : ил.
и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение государево данье...» Данье — значит дар, подарок государев. И пусть в тридцатые годы устроили в храме склад, а те образы, книги да ризы порастеряли — но стоял четырехсотлетний сруб в опустевшем селе, и я жалел, что нет возможности хоть на час подойти к бе регу, провести ребят меж покинутых домов, густо заросших дикой смородиной, показать знаменитый понойский каменный лабиринт, выложенный еще во втором тысячелетии до новой эры, взглянуть на древнейшую из оставшихся на Кольской земле церквей. Но не знал я, не мог знать, что как раз в эти июльские дни квартировались в Поное моло дые солдаты, демонтируя старый военный аэродром. И они, а не мы, вошли в церковь, а найдя там дымовые шашки — подожгли их. «Просто так»,— как потом объяснили. «Просто так», потому что видели солдаты перед собой не памятник архитек туры, а сарай-склад с гнилыми оленьими шкурами и обрывками сетей. Да еще в богом и людьми забы том селе. — Так не стало на Поное храма верховных апостолов Петра и Павла ,— закончил свой рассказ мурманский поэт и публицист Владимир Смирнйв. А помолчав, добавил: — У саамов есть обычай называть место лесного пожара именем поджига теля. И тогда долго, из поколения в поколение, передается в народе имя того, кто вольно или невольно стал врагом природы. В музее на фото графии понойской церкви я бы тоже написал имена людей, по чьей вине она погибла. Не одних солдат, а тех, кто значительно раньше мог спасти храм — и не спас, мог действительно сделать из него памятник — и не сделал, кто мог сохранить его — и не сохранил. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz