Георги, В. С. Путь на Грумант / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1991. - 175 с. : ил.

и волшебного, по мнению поморов, в лабиринтах нет. Ну а к каким все-таки выводам пришли ученые? — Археолог, привыкший к тому, что определен­ ный вид памятника связан со столь же определен­ ным народом, который его оставил, при взгляде на лабиринты невольно останавливается в недоуме­ нии. Огромные расстояния, ничем не связанные тер­ ритории не позволяли принять тот единственно возможный вывод, что каменные спирали выложены руками одного народа... (Я слушаю Андрея Никитина и не устаю пора­ жаться стройности его системы доказательств.) — Что же это был за народ, столь много­ численный, освоивший огромные морские простран­ ства, в которых должен ориентироваться по звез­ дам? Куда он исчез? Где искать его корни? Наконец, когда именно происходило строительство лабирин­ тов? И для чего их создавали? Собственно говоря, все, что высказывали по этому поводу ученые, можно свести к двум точкам зрения, попеременно преобладающим в науке: «реалистической», или бытовой, и «магической», сакральной. Первая предполагает, что лабиринты являются моделью рыболовных ловушек, которые сооружались на морском дне, обнажаемом отливом. Спирали, выложенные из камней, служили основа­ нием для шестов, переплетенных еловыми или ивовыми прутьями. Логика в таком предположении есть, но только семга в подобную ловушку вряд ли зайдет. Да и зачем нужны столь громоздкие сооружения? Давайте поднимемся на мыс, осмотрим противоположную лагуну. Предложение Никитина было принято и через несколько минут мы стояли у края обрыва, откуда открывался вид на низкий и ровный берег с сосно­ 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz