Георги, В. С. Путь на Грумант / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1991. - 175 с. : ил.
но» уступили один из островов. Кое-что перепало немцам, датчанам, французам. Россия в этом не благовидном торге не участвовала. Конечно, англичане внесли свой вклад в изуче ние и освоение Шпицбергена. Добирались сюда знаменитый Генри Гудзон, Джеймс Пул, Констан тин Джон Фипс, отец и сын Скоресби, Дэвид Бечан и Джон Франклин. Когда Шпицберген в начале нашего века стал стартовой площадкой для достиже ния Северного полюса, попытался отсюда достичь вершины планеты английский полярный исследо ватель Уильям Эдуард Парри. Однако все это происходило на освоенных рус скими поморами морских путях и берегах! Особенно усердно добивались утверждения своих прав на Шпицберген норвежцы, хотя появились они там лишь в конце XVIII века. В 1793 году из Тромсе вышло на Шпицберген первое норвежское промысловое судно, да и то наполовину с русским экипажем, и добралось оно только до острова Медвежий. Мы не умаляем заслуг норвежцев. Нам памятны имена их соотечественников Фритьофа Нансена, Рауля Амундсена, Отто и Харальда Свердруппов и других. Но, как говорится, истина дороже. В 1871 году шведско-норвежский посланник в России Биорштиерн обратился в МИД нашей страны с нотой, в которой извещал (!), что Швеция и Норвегия, объединенные в то время унией, намерены были присоединить Шпицберген к своим владениям. Нота вызвала резкий протест русской общественности. Эта бесцеремонность долго обсуж далась в периодической печати. А царское прави тельство и на этот раз не сделало серьезного шага для закрепления прав России над Шпицбергеном. Напротив, предложило статус... «ничейной земли» 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz