Георги, В. С. Путь на Грумант / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1991. - 175 с. : ил.

но» уступили один из островов. Кое-что перепало немцам, датчанам, французам. Россия в этом не­ благовидном торге не участвовала. Конечно, англичане внесли свой вклад в изуче­ ние и освоение Шпицбергена. Добирались сюда знаменитый Генри Гудзон, Джеймс Пул, Констан­ тин Джон Фипс, отец и сын Скоресби, Дэвид Бечан и Джон Франклин. Когда Шпицберген в начале нашего века стал стартовой площадкой для достиже­ ния Северного полюса, попытался отсюда достичь вершины планеты английский полярный исследо­ ватель Уильям Эдуард Парри. Однако все это происходило на освоенных рус­ скими поморами морских путях и берегах! Особенно усердно добивались утверждения своих прав на Шпицберген норвежцы, хотя появились они там лишь в конце XVIII века. В 1793 году из Тромсе вышло на Шпицберген первое норвежское промысловое судно, да и то наполовину с русским экипажем, и добралось оно только до острова Медвежий. Мы не умаляем заслуг норвежцев. Нам памятны имена их соотечественников Фритьофа Нансена, Рауля Амундсена, Отто и Харальда Свердруппов и других. Но, как говорится, истина дороже. В 1871 году шведско-норвежский посланник в России Биорштиерн обратился в МИД нашей страны с нотой, в которой извещал (!), что Швеция и Норвегия, объединенные в то время унией, намерены были присоединить Шпицберген к своим владениям. Нота вызвала резкий протест русской общественности. Эта бесцеремонность долго обсуж­ далась в периодической печати. А царское прави­ тельство и на этот раз не сделало серьезного шага для закрепления прав России над Шпицбергеном. Напротив, предложило статус... «ничейной земли» 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz