Георги, В. С. Путь на Грумант / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1991. - 175 с. : ил.
Петр I в свое время издал указ, в котором запретил строительство кочей — все новые суда сжигались, а ослушники выплачивали плюс к тому немалые штрафы. Царю, видите ли, нужно было за несколько лет обзавестись значительным количест вом боеспособных фрегатов и галиотов... Так за два с половиной столетия были утеряны секреты древних мастеров. Почти навсегда — если бы не ре бята из Карелии. Обстоятельства диктовали древнему мастеру выбор формы. В стародавние времена в арктических походах почти неизбежно приходилось зимовать на необитаемых островах. И малая осадка, плоскс- донность кочей позволяли выволакивать их на лед, однако при переходе по чистой воде выявляли и ряд неудобств — валкость, плохую управляемость при крупной зыби. Этот недостаток мореходных свойств, как утверждают специалисты, неизбежен для всех судов, приспособленных для ледового плавания. В первых же походах по Беломорью поняли, что невозможно будет воссоздать коч, не уяснив до мелочей не только условия плавания, но и быт, жизнь поморов. Поначалу думали, что лишь в Сороке (нынешнем Беломорске) и Архангельске строились раньше большие морские суда. Но ока за лось, что по всему побережью шились и шняки, и лодьи, и ёлы. И в каждой деревне мастер привно сил свои, неповторимые элементы в это древнее ремесло. Никаких чертежей коча не существовало, а ри сунки этого судна помочь нам при его постройке не могли. Поэтому годами по крупицам мы пости гали опыт старых мастеров, изучали технологию постройки лодок и карбасов в Поморье. С одним из народных умельцев, Григорием Ивановичем Белым, 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz