Георги, В. С. Письма с Белого моря / В. С. Георги. - Петрозаводск : Карелия, 1990. - 76,[2] с.: ил.

расход составляет... 2 миллиона 860 тысяч рублей! Ф ан ­ тастика да и только, если учесть сетования Садукова о казалось бы непомерной скупости колхозников, жале­ ющих несколько тысяч рублей для покупки комплектов сборных домов. Откуда же такие деньги? Чтобы ответить, вспомним 185-й «ленинградский-ве- селый» поезд и сидящих за столиком морячков. Верно, средства для развития рыболовецких колхозов Бело- морья дает флот, базирующийся в Мурманске. И в пром ­ финплан калгалакшцев заложены взятые в долг у госу­ дарства миллионы рублей для покупки траулера океан­ ского лова. Вопрос, вынесенный в заголовок этой главы, я взял из книги «Поморскими тропами» карельского литератора Валентина Смирнова, а тот, в свою очередь, процитиро­ вал публициста Константина Гнетнева, который первым и задался вопросом: а нужен ли колхозу пароход? «Крупные промысловые суда в Атлантике стали рассмат­ риваться как главная экономическая база колхозов на Белом море, а сами хозяйства превращались в какие-то необязательные придатки к этим траулерам...— пишет Смирнов. И продолжает:— Сегодня, глядя в лицо реаль­ ности, приходится признавать, что главная ставка на траулеры в колхозах привела к своего рода иждивен­ честву...» Вот, наконец, и произнесено это слово: иждивенчест­ во. Я, заезжий мурманский журналист, не осмелился бы первым произнести его по отношению к рыбакам-кол- хозникам Карелии. Но это так: безысходность породила иждивенчество, иждивенчество — безысходность. И если Валентин Смирнов, написавший свою книгу в начале восьмидесятых годов, еще мог рассказать в ней о мест­ ных поморах, ходивших на колхозных судах к берегам Лабрадора, то теперь рыбаков-колхозников на траулерах практически нет. Их заменили вольнонаемные морячки 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz