Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том II) и в Северном море, у берегов Западной Гренландии, Баффиновой Земли, на банках Джорджес, Бонкеро, Брауне, Сейбл, Эмерольд, а также в районах Юго-Западной и Юго-Восточной Атлантики. Короче говоря, северяне рабо­ тали фактически на всей акватории Атлантического океана. Как правило, все рейсы в новые дальние промысловые квадраты можно было назвать экспериментальными. - Вообще посылка судов в море, особенно в малоизученные районы, связана с риском и большими экономическими потерями, - пишет М. И. Кар­ гин. - Что должен чувствовать капитан, направляясь в незнакомый для себя район? Хорошо, если там уже работают его коллеги, от которых можно полу­ чить совет и помощь. А если никого нет? В таком случае спасал многолетний опыт плаваний и талант промысловика. Именно благодаря этим качествам капитаны промысловых флотов Северного бассейна добивались неизмен­ ного успеха на просторах южных морей, и первыми там побывали капитаны Мурманского тралового флота. А теперь оставшиеся в живых тралфлотовцы рассказывают о своих плаваниях в «ревущих сороковых» как о чем-то само собой разумеющемся. Например, капитан-директор ППР-804 «Глетчер» А. А. Логинов с юмором вспоминает о плавании у берегов Намибии в 1967 году, а в 1971-м он первым из северян начал промысел в районе острова Кергелен, где впервые встретился с дальневосточниками, таким образом «замкнув шарик» - весь Мировой океан стал оперативной зоной советского рыбопромыслового флота'. В эти годы, с 1969-го, на флот стали поступать БМРТ проекта 1376 «Алтай», которые строились на судоверфи города Николаева. Длиной свы­ ше ста метров, водоизмещением при полном грузе 6470 тонн, они развивали скорость до 13 узлов. Морозильные камеры этих судов пропускали в сут­ ки до 65 тонн рыбы (паспортная заморозка). В Мурманский траловый флот поступил головной траулер этой серии МБ-0110 «Алтай», а также БМРТ «Памир», «Эльбрус», «Холмогоры», «Беломорье», «Березники», «Нокуев», «Прионежье», «Полесье», «Диксон», «Заволжье», «Закавказье» и другие. Траулеры типа «Алтай» пополнили и Архангельскрыбпром. 2. Новые объекты промысла Оскудение сырьевой базы донных рыб Баренцева моря, пополнение рыболовецкого флота более мощными судами кормового траления стиму­ лировали поиск новых районов промысла в Мировом океане. Первые кон­ трольные траления 1956 года на юго-западном склоне банки Флемиш-Кап принесли 10-15-тонные уловы окуня-клювача с глубин в 350-400 метров. И если на сравнительно мелководных участках шельфа Северо-Западной Атлантики БМРТ Мурманского тралфлота довольно быстро приспособились к ведению активного промысла, то освоение свала глубин, где обитали та­ кие глубоководные рыбы, как длинная камбала, черный палтус, тупорылый макрурус, потребовало больших усилий и довольно продолжительного вре­ М. И. Каргин. Океанская вахта. Мурманск, 2010.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz