Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Мурманский траловый флот (том II) и в Северном море, у берегов Западной Гренландии, Баффиновой Земли, на банках Джорджес, Бонкеро, Брауне, Сейбл, Эмерольд, а также в районах Юго-Западной и Юго-Восточной Атлантики. Короче говоря, северяне рабо тали фактически на всей акватории Атлантического океана. Как правило, все рейсы в новые дальние промысловые квадраты можно было назвать экспериментальными. - Вообще посылка судов в море, особенно в малоизученные районы, связана с риском и большими экономическими потерями, - пишет М. И. Кар гин. - Что должен чувствовать капитан, направляясь в незнакомый для себя район? Хорошо, если там уже работают его коллеги, от которых можно полу чить совет и помощь. А если никого нет? В таком случае спасал многолетний опыт плаваний и талант промысловика. Именно благодаря этим качествам капитаны промысловых флотов Северного бассейна добивались неизмен ного успеха на просторах южных морей, и первыми там побывали капитаны Мурманского тралового флота. А теперь оставшиеся в живых тралфлотовцы рассказывают о своих плаваниях в «ревущих сороковых» как о чем-то само собой разумеющемся. Например, капитан-директор ППР-804 «Глетчер» А. А. Логинов с юмором вспоминает о плавании у берегов Намибии в 1967 году, а в 1971-м он первым из северян начал промысел в районе острова Кергелен, где впервые встретился с дальневосточниками, таким образом «замкнув шарик» - весь Мировой океан стал оперативной зоной советского рыбопромыслового флота'. В эти годы, с 1969-го, на флот стали поступать БМРТ проекта 1376 «Алтай», которые строились на судоверфи города Николаева. Длиной свы ше ста метров, водоизмещением при полном грузе 6470 тонн, они развивали скорость до 13 узлов. Морозильные камеры этих судов пропускали в сут ки до 65 тонн рыбы (паспортная заморозка). В Мурманский траловый флот поступил головной траулер этой серии МБ-0110 «Алтай», а также БМРТ «Памир», «Эльбрус», «Холмогоры», «Беломорье», «Березники», «Нокуев», «Прионежье», «Полесье», «Диксон», «Заволжье», «Закавказье» и другие. Траулеры типа «Алтай» пополнили и Архангельскрыбпром. 2. Новые объекты промысла Оскудение сырьевой базы донных рыб Баренцева моря, пополнение рыболовецкого флота более мощными судами кормового траления стиму лировали поиск новых районов промысла в Мировом океане. Первые кон трольные траления 1956 года на юго-западном склоне банки Флемиш-Кап принесли 10-15-тонные уловы окуня-клювача с глубин в 350-400 метров. И если на сравнительно мелководных участках шельфа Северо-Западной Атлантики БМРТ Мурманского тралфлота довольно быстро приспособились к ведению активного промысла, то освоение свала глубин, где обитали та кие глубоководные рыбы, как длинная камбала, черный палтус, тупорылый макрурус, потребовало больших усилий и довольно продолжительного вре М. И. Каргин. Океанская вахта. Мурманск, 2010.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz