Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Глава 4. В Мировом океане ри времени на переходы. И хотя ППР было уже 11 единиц, а БМРТ - 44 единицы, годовой план по вы­ лову флот не выполнил. Замечательных успехов в 1967 году добил­ ся экипаж ППР «Перемышль» (капитан Н. К. Ел- фимов), выловив 15 700 тонн рыбы и выработав из нее 10 400 тонн готовой продукции. Это был рекордный улов, которого тралфлот еще не знал. - Переход на Патагонский шельф длин­ ный, и мы на палубе подготовились основатель­ но, - вспоминает старший мастер добычи Анато­ лий Павлович Токуев (впоследствии флагманский старший мастер-наставник, старший инженер отдела добычи МТФ). - Тралов для ППР тогда не было, поэтому, с одобрения капитана, модернизи­ ровали существующий трал с учетом мощности судна. Изготовили своими силами и прибор для измерения дрейфа судна, что позволяло точнее опре­ делять длину ваеров, чтобы трал шел без перекоса. Все это, помноженное на грамотную работу судоводительского состава, позволило иметь хорошие уловы, которые иной раз за 20-25 минут траления достигали более 30 тонн. Для сохранения качества рыбы и облегчения подъема трала на палубу в ко­ нусной части мешка сделали предохранительный «клапан», который неод­ нократно срабатывал. Не обошлось и без ЧП. За рейс на задевах оторвали три трала. Одна­ ко наличие опытной палубной команды позволяло быстро решать возникав­ шие проблемы... Особая благодарность осталась у меня к Николаю Кирил­ ловичу Елфимову. Грамотный судоводитель, опытный промысловик, он был очень уважителен к людям, хотя и требователен*. Надо сказать, что 1967 год оказался последним, когда ППР работали на Патагонском шельфе. Здесь вели промысел три бассейновых объедине­ ния: «Севрыба», «Запрыба» и «Азчеррыба». Общее количество судов было более ста единиц. Правительство Аргентины предприняло меры к освобо­ ждению своего прибрежного шельфа от иностранных промысловых судов. Были даже попытки ареста. Так, ППР «Павлово» (капитан Ю. В. Манихин) преследуемый военным кораблем, вынужден был уйти в территориальные воды Уругвая. В таких условиях вести промысел на Патагонском шельфе стало невозможно, и корабли покинули этот богатый промысловый район, уйдя к берегам Африки. Вначале освоили шельф Намибии. Потом, спуска­ ясь на юг, добрались до банки Агульяс (район Кейптауна). У берегов Ан­ голы обнаружили запасы креветки. ППР «Сказочник Андерсен» (капитан С. В. Дамаскин) обследовал море Скотия и обнаружил промысловые запасы нототении. В этот район перешла группа крупнотоннажных судов и присту­ пила к успешному промыслу. Так что в конце 1960-х годов флот работал и в Баренцевом море, и в районах Лабрадора, Ньюфаундленда, Исландии, * Из письма автору-составителю от апреля 2017 года. А. П. Токуев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz