Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Глава 4. В Мировом океане ри времени на переходы. И хотя ППР было уже 11 единиц, а БМРТ - 44 единицы, годовой план по вы лову флот не выполнил. Замечательных успехов в 1967 году добил ся экипаж ППР «Перемышль» (капитан Н. К. Ел- фимов), выловив 15 700 тонн рыбы и выработав из нее 10 400 тонн готовой продукции. Это был рекордный улов, которого тралфлот еще не знал. - Переход на Патагонский шельф длин ный, и мы на палубе подготовились основатель но, - вспоминает старший мастер добычи Анато лий Павлович Токуев (впоследствии флагманский старший мастер-наставник, старший инженер отдела добычи МТФ). - Тралов для ППР тогда не было, поэтому, с одобрения капитана, модернизи ровали существующий трал с учетом мощности судна. Изготовили своими силами и прибор для измерения дрейфа судна, что позволяло точнее опре делять длину ваеров, чтобы трал шел без перекоса. Все это, помноженное на грамотную работу судоводительского состава, позволило иметь хорошие уловы, которые иной раз за 20-25 минут траления достигали более 30 тонн. Для сохранения качества рыбы и облегчения подъема трала на палубу в ко нусной части мешка сделали предохранительный «клапан», который неод нократно срабатывал. Не обошлось и без ЧП. За рейс на задевах оторвали три трала. Одна ко наличие опытной палубной команды позволяло быстро решать возникав шие проблемы... Особая благодарность осталась у меня к Николаю Кирил ловичу Елфимову. Грамотный судоводитель, опытный промысловик, он был очень уважителен к людям, хотя и требователен*. Надо сказать, что 1967 год оказался последним, когда ППР работали на Патагонском шельфе. Здесь вели промысел три бассейновых объедине ния: «Севрыба», «Запрыба» и «Азчеррыба». Общее количество судов было более ста единиц. Правительство Аргентины предприняло меры к освобо ждению своего прибрежного шельфа от иностранных промысловых судов. Были даже попытки ареста. Так, ППР «Павлово» (капитан Ю. В. Манихин) преследуемый военным кораблем, вынужден был уйти в территориальные воды Уругвая. В таких условиях вести промысел на Патагонском шельфе стало невозможно, и корабли покинули этот богатый промысловый район, уйдя к берегам Африки. Вначале освоили шельф Намибии. Потом, спуска ясь на юг, добрались до банки Агульяс (район Кейптауна). У берегов Ан голы обнаружили запасы креветки. ППР «Сказочник Андерсен» (капитан С. В. Дамаскин) обследовал море Скотия и обнаружил промысловые запасы нототении. В этот район перешла группа крупнотоннажных судов и присту пила к успешному промыслу. Так что в конце 1960-х годов флот работал и в Баренцевом море, и в районах Лабрадора, Ньюфаундленда, Исландии, * Из письма автору-составителю от апреля 2017 года. А. П. Токуев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz