Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Мурманский траловый флот (том II) рыбы и что англичане, например, испокон веков ведут промысел в тех местах. Началось все с того, что экипажу «Витебска» поручили искать сельдь разноглубинным тралом в Норвежском море. В это время с одного из БМРТ передали радиограмму. Мол, проходили через Ла-Манш, бросили трал. Не сколько минут, и траление можно заканчивать. Но сети рвет неимоверно. Пожалуй, нет смысла тут и работать. Прогнозы ничего хорошего в Норвежском море на ближайшие дни не предвещали, и Шаньков решил пойти в Ла-Манш. Уловы здесь удивили даже видавших виды рыбаков: за три минуты трал приносил до 30 тонн рыбы. Но сети действительно рвало так, что следовало подумать об экономической возможности промысла. Здешняя рыба могла обойтись, что называется, в копеечку. Судоводители на «Витебске» были опытные, и, глядя на столь обиль ные уловы, они никак не могли согласиться с мыслью об уходе из этого района. И вот на корабле появилось шутливое слово «макнем». Макать, по мнению судоводителей, это опускать трал прямо в середину рыбного кося ка, тралить между подводными скалами. Вахтенный штурман внимательно наблюдает по прибору за происходящим на глубине. Вот на экране - ясное очертание скалы, за ней - ровное дно. Мгновенно раздается команда: «Трал за борт!» Сети за несколько минут заполняются, а вахтенный штурман уже до кладывает, что по курсу еще одна скала. Тогда трал быстро выбирают на палубу. Благодаря вот такому точному расчету он, полный рыбы и невреди мый, приходит из воды. То было на БМРТ «Витебск». А теперь Иван Тимофеевич Шаньков - капитан промыслово-производственного рефрижератора «Апатит». Корабль посолиднее, посложнее, экипаж побольше. В прошлом году коллектив по ставил перед собой задачу выработать за год 82 тысячи центнеров пищевой рыбной продукции. Забежим вперед - задача была выполнена. Начинался этот большой поход где-то в районе Африки. Но рыбы в то время было маловато. В зависимости от движения косяков траулер днем уходил на юг, а за ночь вновь возвращался на север. Но уловы становились все меньше и меньше. Тяжело капитану оторваться от района, в котором ло вишь. А что ждет тебя в неизведанных местах - сказать трудно. Между тем решение менять район назревало. Склонившись над картой, Иван Тимофеевич прокладывал генераль ный курс из Атлантики, минуя конус Африканского континента, к стыку с Ин дийским океаном. Здесь тралы принесли многотонные груды крупной мер лузы. Морозильные камеры работали с максимальной нагрузкой... На зов моряков «Апатита» к югу двинулась вся армада производственных рефри жераторных траулеров... Газета «Рыбный Мурман» (I\І° 69 от 14 июня 1970 года)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz