Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том II) то свыше 90 % этого улова перегрузили портовики Мурманского рыбного порта. Это было бы невозможно без строительства централизованной ком­ прессорной станции, кардинально решившей вопрос снабжения сжатым воздухом всех предприятий Северного района порта. Главным же достижением конца 1960-х годов был ввод в эксплуатацию первой очереди Центральной котельной в Южном районе. Отпала необходи­ мость ставить к стенкам причалов тральщики и буксиры, которые помогали отапливать порт, рыбокомбинат, судоверфь, тарный комбинат, лесозавод и множество других потребителей. Флот, стоящий у причалов порта и судо­ верфи, постоянно «дымил», обогревая производственные помещения. За­ дымленность атмосферы была угрожающей, в особенности в морозные дни. С вводом центральной котельной на проектную мощность - 250 тонн пара в час - эта проблема была устранена. Для передачи пара потребителям были построены магистральные паропроводы от котельной до Северного района. В 1970 году сдали в эксплуатацию электрорадионавигационную ка­ меру рыбного порта. В 1971 году трестом «Мурманскморстрой» был постро­ ен на западном берегу залива причал газификации судов, а специалисты треста «Мурманскпромстрой» возвели автогараж на 350 автомобилей в пос. Нагорное. В 1972 году было закончено строительство Центрального механизи­ рованного склада снабжения для флотов в Южном районе порта: четырех­ этажного кирпичного здания полезной площадью 15 тысяч квадратных метров с большим лифтовым хозяйством, электропогрузчиками, электро­ тележками для транспортировки оборудования, судового снаряжения, спец­ одежды, арматуры, спасательных средств и много другого для нужд флота. Таким образом отпала необходимость многократных перевалок и потерь материальных ценностей, удалось внедрить систему «центральный склад - корабль». В это же время на западном берегу залива была построена радио­ локационная станция «Обзор» для обеспечения безопасного прохождения судов к южным причалам и нефтебазы в условиях плохой видимости. Одно­ временно были проведены большие дноуглубительные работы на фарвате­ ре Кольского залива, снесена подводная банка Абрам-Корга, представляв­ шая опасность для прохождения судов. В 1976 году вступила в строй первая очередь портового холодиль­ ника. Сюда вошли машинный зал, камера хранения мороженой рыбы ем­ костью 6000 тонн, здание бытовок, подъездной железнодорожный путь, по- грузо-разгрузочные рампы... В последующие два года были введены еще две холодильные камеры, и в целом портовый холодильник стал способен хранить и перерабатывать 16 тысяч тонн рыбы. Мурманский морской рыбный порт стал самым крупным в системе Минрыбхоза СССР. По состоянию на 01.01.1978 протяженность его прича­ лов составила свыше 5 тысяч погонных метров, из них 4 тысячи - грузовых. Мурманчане помнят времена, когда рыбный порт заказывал под погрузку рыбной продукции 220-250 вагонов ежесуточно! '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz