Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Глава 7. Послесловие (продолжение следует) работы в море: топливом, тарой, промвооружением, навигационной аппа­ ратурой, запчастями, питьевой водой, питанием... Им надо было создать отвечающие требованиям времени условия для работы и отдыха вдали от дома, достойно оплатить тяжелый и самоотверженный морской труд. Рыба­ ки должны были иметь возможность не только вести промысел, морозить улов и изготовлять на борту консервы и пресервы, рыбмуку и рыбий жир, то есть перерабатывать добытую рыбу - им надо было обеспечить пере­ дачу рыбопродукции прямо в море, предусмотреть возможность захода в инпорты для пополнения запасов продовольствия, междурейсового ре­ монта и смены экипажей. Вместе с Мурманским траловым флотом в море работали промысловые суда Мурманрыбпрома, Беломорской базы Гослова, Архангельского тралфлота - подчас не уступающие тралфлотовским совре­ менные рыбодобывающие суда. Их обслуживали транспортные рефрижера­ торы и рыбоперерабатывающие плавбазы Севрыбхолодфлота, для них вели поисковую работу суда Севрыбпромразведки, им приходили на помощь в трудную минуту мощные морские корабли аварийно-спасательного флота. До 250 судов Северного рыбопромыслового бассейна в любое время года находились в море. А когда экипажи с трудовыми победами возвращались в родной порт, Мурманск встречал победителей медью оркестров и цветами, объятиями любимых и благодарностями флотского начальства. Все это было... Для крупнотоннажных судов в порту строились глубоководные при­ чалы со всей необходимой береговой инфраструктурой: холодильниками- и подъездными железнодорожными путями, предприятиями рыбообработки и судоремонта, мощным энергетическим хозяйством. Корабли десятка фло­ тов базировались на Мурманск, в котором кроме новых причальных линий надо было возводить и совершенствовать объединенную нефтебазу, расши­ рять мощности судоремонтных предприятий, строить новые заводы и цеха рыбообрабатывающего комбината, производственную базу конструкторов Севтехрыбпрома... А если говорить не только о Мурманске, а о поселках и колхозах побережья, о предприятиях рыбной промышленности Карелии и Архангельской области, то только перечисление сотен и сотен больших и малых новостроек заняло бы добрую половину нашей книги. В работе строителей нуждались ученые ПИНРО, курсанты мореходок и учащиеся морских профтехучилищ. В городе строились жилье для семей рыбаков и дома междурейсового отдыха, специализированные рыбные магазины и поликлиники для плавсостава, детские сады и базы отдыха... Всего не пере­ числишь. Строились главком «Севрыба» и силами самих флотов и предпри­ ятий, строились именно в эти 1960-1970-е годы, которые потом почему-то назовут «временем застоя». Назовем же только самые значимые новостройки тех лет, без кото­ рых не мог существовать не только Мурманский траловый флот, но и весь мурманский рыбохозяйственный комплекс.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz