Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том II) Б ременем не только активного, а, можно сказать, рево­ люционного роста Мурманского тралового флота стали 1960-е - 1970-е годы. И не только МТФ, а всей рыбной от­ расли Севера, в целом рыбной промышленности нашей страны. На флот поступали более мощные, более совершенные суда, кото­ рые на простор Мирового океана выводили молодые капитаны послевоенно­ го поколения. Они приняли штурвал из рук заслуженных фронтовиков, сме­ нили их на ходовых мостиках траулеров и в кабинетах управления флотом. Среди них был и Гэоргий Васильевич Тишков. - Вся моя жизнь прожита здесь, в Мурманске. Я помню «ми­ кояновские» дома на тог­ да еще проспекте Сталина, дома, в которых при назначе­ нии на должность тралфло- товскому капитану давалась квартира - кожаный реглан, фуражка, сапоги, китель и квартира. И старшие меха­ ники, то есть высший флот­ ский комсостав, получал там квартиры, - вспоминает Г. В. Тишков, возглавлявший с 1987 года МТФ. - И до во­ йны, и после войны строительство в Мурманске велось за счет финансиро­ вания Министерства рыбного хозяйства страны. В 1960-1980-е годы, когда я работал в Траловом флоте, у нас в ЖКО числилось свыше 300 человек, флотский жилищно-коммунальный отдел содержал в порядке и проспект Ле­ нина, и Рыбацкий проезд, и другие улицы города... После войны жизнь была очень бедной, по стране многие пацаны беспризорничали. И вот Мурманская средняя мореходка стала принимать этих пацанов на полное государственное обеспечение. В их числе был и я. Потом высшая мореходка... Гэтовились кадры для рыбной промышленно­ сти. Флот рос бурно, вы просто не представляете, как рос флот! Выпускни­ ки мореходок в возрасте 24-25 лет становились старшими помощниками на БМРТ, в 29-30 лет становились капитанами судов. Это считалось чуть ли не нормой в то время, было в порядке вещей. И деньги, которые мы, рыбаки, зарабатывали, шли на строительство тех же школ, тех же детских садиков, улиц и домов в Мурманске. Тралфлот строил где-то около 200 квартир в год, из них половина перечислялась городу - педагогам, врачам и так далее... Мурманск был построен рыбаками - это факт!' Районы промысла все дальше отдалялись от Мурманска, за рыбой шли к берегам Южной Америки и Африки, в приантарктические воды. Про­ мысловиков надо было снабдить всем необходимым для ударной, успешной * Из выступления на радиостанции «Атлантика» 01.10.2002 года. Г. В. Тишков. Фото 1957 и 1987 годов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz