Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Глава 3. Когда рядом плечо товарища «Стиляга!» - громко высказа лась одна из грузчиц, показывая на форменные аккуратные брюки В. Я. Ор- ликовой. В те годы ношение женщинами брюк не поощрялось и было большой редкостью. «Но ведь и ты в брюках», - улыбнулась Валентина Яковлевна, по казывая на ее широкие, прорезинен ные штаны-буксы на лямках для работ в трюме. Молодые труженицы порта не подозревали, ЧТО «стиляга» является в я. Орликова в ходовой рубке траулера капитаном-директором БМРТ... О женщине-капитане, сравнительно недавно появившейся в трало вом флоте, ходили слухи. В моем представлении это была, как говорили Ильф и Петров, «широкоплечая гражданка» высокого роста, мужикова тая, отдающая зычным голосом команды, пересыпанные отборным матом. Валентина Яковлевна оказалась ниже среднего роста, хрупкой, изящной, миловидной женщиной с мелкими правильными чертами лица, большими выразительными глазами. Интеллигентна, умна, иронична. В отношениях с экипажем внимательна, проста, доброжелательна, спокойна, никогда не повышала голоса и не употребляла крепких выражений, но при необходи мости проявляла необыкновенную твердость характера в поступках и неза висимых решениях. Ее изящная внешность больше подходила для хозяйки аристократического салона прошедшей эпохи или, наконец, искусствоведа в чинной тиши музейных залов, но отнюдь не для управления океанским тра улером в штормовой Атлантике с экипажем в девяносто человек. ...Она сравнительно быстро освоила промысловую работу, рейсовые задания выполнялись и перевыполнялись - отсюда стабильность заработка и постоянство экипажа. Работали у берегов Канады, в районе Ньюфаунд ленда. В этот период траловый флот пополнился транспортным рефрижера тором «Иркутск», и все БМРТ стали производить передачу рыбопродукции непосредственно в районе промысла на его борт. Это были первые швартовки БМРТ к борту транспортного рефри жератора, опыт набирался по крупицам. Вскоре подошла наша очередь на выгрузку. Снялись с промысла, следуем к борту «Иркутска» - он на якоре, - сближаемся. На мостике транспортного рефрижератора целый синклит. Кроме капитана здесь руководитель промысла, капитан-наставник, пред ставитель инспекции безопасности мореплавания. Швартовка - визитная карточка капитана, а к нам особый интерес, разумеется. Капитан на правом крыле мостика внешне спокойна; рулевой - матрос Соченов Александр, сын Валентины Яковлевны; в машине у реверса - старший механик; команды четкие, выполняются мгновенно. Подошли на расстояние бросательного конца, погасили инерцию, быстро выбрали швартовы, мягко легли правым бортом на кранцы рефрижератора... Журнал «Север» (№ 11 + 12 2001 года)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz