Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том II) хотя каждая - это уникальная и сложная операция. Одна швартовка отлича­ ется от другой, потому что и погода, и другие сопутствующие факторы каж­ дый раз уникальны и требуют от судоводителей мастерства и хладнокровия. - Окунь вначале не шел как надо. Подъемы были невелики, но тра­ улеров несколько, и вкупе они могли обеспечить плавбазу сырьем, - пишет в бассейновой газете боцман ПСТ «Климовск» А. Псюковский. - А для того чтобы ее рыбофабрика не простаивала, необходимо до минимума сократить время швартовок, передачи уловов - сырье должно поступать непрерывно, и, желательно, передавать его надо контактным методом. Тогда сырье ми­ нует многочисленные транспортеры, поступит на фабрику базы, как гово­ рится, из первых рук. Но мы предполагаем, а погода располагает. И вот мы подходим к базе. Море спокойным не назовешь. Посоветовавшись, капита­ ны решают - пришвартовывать ПСТ. ...Траулер приближается к плавбазе под углом, и, когда до ее борта остается десяток метров, уже идем параллельно, уравняв скорости и мед­ ленно сближаясь. Такой режим выдержать нелегко - ПСТ очень остойчивое судно, то зарывается носом в волну, то вскидывает его так, что у нас, при­ готовившихся к швартовке рыбаков, захватывает дух. Наш траулер слов­ но невидимыми и прочными нитями подтягивается к борту базы и касается кранцевой защиты всем корпусом. Но это еще не все, нужно пару минут удержать траулер в этом положении, чтобы палубным матросам успеть за­ крепить носовые швартовные концы. Потом капитан осаживает ПСТ чуть назад, крепятся концы кормовые, и все. Швартовка, на которую ушло всего 15 минут, закончилась, начинается передача улова... Капитан должен чувствовать судно, быть крайне осторожным, но точ­ ным, отдавая команды рулевому матросу, механикам ПСТ. Годы можно удач­ но капитанствовать, но чуть перенадеялся на собственный опыт и на опыт подчиненных - и не простит море ошибки*. Второй путь организации работы вдали от родных берегов заключал­ ся в том, чтобы после набора полного груза БМРТ шел в ближайший от про­ мысла порт иностранного государства и там производилась его разгрузка, снабжение топливом и водой. Но для такой работы Министерство рыбного хозяйства СССР в конце 1950-х годов было совер­ шенно не готово. Ведь для этого во многих ино­ странных портах нужно было иметь своих пред­ ставителей или смешан­ ные компании, заключить соответствующие догово­ ры, а экипажи иметь пол­ ностью визированными. * Газета «Рыбный Мурман» № 9 1982 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz