Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Мурманский траловый флот (том II) хотя каждая - это уникальная и сложная операция. Одна швартовка отлича ется от другой, потому что и погода, и другие сопутствующие факторы каж дый раз уникальны и требуют от судоводителей мастерства и хладнокровия. - Окунь вначале не шел как надо. Подъемы были невелики, но тра улеров несколько, и вкупе они могли обеспечить плавбазу сырьем, - пишет в бассейновой газете боцман ПСТ «Климовск» А. Псюковский. - А для того чтобы ее рыбофабрика не простаивала, необходимо до минимума сократить время швартовок, передачи уловов - сырье должно поступать непрерывно, и, желательно, передавать его надо контактным методом. Тогда сырье ми нует многочисленные транспортеры, поступит на фабрику базы, как гово рится, из первых рук. Но мы предполагаем, а погода располагает. И вот мы подходим к базе. Море спокойным не назовешь. Посоветовавшись, капита ны решают - пришвартовывать ПСТ. ...Траулер приближается к плавбазе под углом, и, когда до ее борта остается десяток метров, уже идем параллельно, уравняв скорости и мед ленно сближаясь. Такой режим выдержать нелегко - ПСТ очень остойчивое судно, то зарывается носом в волну, то вскидывает его так, что у нас, при готовившихся к швартовке рыбаков, захватывает дух. Наш траулер слов но невидимыми и прочными нитями подтягивается к борту базы и касается кранцевой защиты всем корпусом. Но это еще не все, нужно пару минут удержать траулер в этом положении, чтобы палубным матросам успеть за крепить носовые швартовные концы. Потом капитан осаживает ПСТ чуть назад, крепятся концы кормовые, и все. Швартовка, на которую ушло всего 15 минут, закончилась, начинается передача улова... Капитан должен чувствовать судно, быть крайне осторожным, но точ ным, отдавая команды рулевому матросу, механикам ПСТ. Годы можно удач но капитанствовать, но чуть перенадеялся на собственный опыт и на опыт подчиненных - и не простит море ошибки*. Второй путь организации работы вдали от родных берегов заключал ся в том, чтобы после набора полного груза БМРТ шел в ближайший от про мысла порт иностранного государства и там производилась его разгрузка, снабжение топливом и водой. Но для такой работы Министерство рыбного хозяйства СССР в конце 1950-х годов было совер шенно не готово. Ведь для этого во многих ино странных портах нужно было иметь своих пред ставителей или смешан ные компании, заключить соответствующие догово ры, а экипажи иметь пол ностью визированными. * Газета «Рыбный Мурман» № 9 1982 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz