Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Глава 2. «Дальние районы» промысла тысяч миль, на преодоление его уходило 40-45 % рейсового времени. При удовлетворительной сырь­ евой базе время нахождения БМРТ на промыс­ ле ограничивалось количеством замороженной рыбы, вмещавшейся в рефрижераторные трюмы, тогда как запасы топлива и воды позволяли судам находиться на промысле примерно в полтора раза дольше. Но куда было девать рыбу, чтобы осво­ бодить емкости трюмов для последующих уловов? - Специалисты Мурманского тралфлота предложили сдавать мороженую рыбу с БМРТ на рефрижератор с тем, чтобы продлить время на­ хождения траулеров на промысле и тем самым ис­ ключить непроизводительные потери времени на переходы... - пишет ветеран рыбной отрасли, ру­ ководитель Мурмансельди (с 1957 года) и Севрыб- холодфлота (с 1965 года) Г. М. Бородулин. - Собственно, ничего нового, осо­ бенного в этом предложении не было. Та же схема экспедиционной работы, многими годами отработанная на промысле сельди в Северной Атлантике по принципу «промысловое судно - плавбаза или транспорт (танкер)». Но там были сравнительно небольшие суда (СРТ). С большими морозильными трау­ лерами дело обстояло много сложнее... Но сложившаяся в то время в трал- флоте обстановка с планом добычи требовала принять радикальные меры... Короче говоря, требовалось снять в море с БМРТ мороженую рыбу и снабдить траулеры картонной тарой. И после долгих раздумий и дебатов было решено направить в СЗА рефрижератор «Иркутск». Большие опасения вызывал сам маневр подхода БМРТ к борту рефрижератора в условиях открытого моря в сложных метеоусловиях Северо-Западной Атлантики, где очень часто штор­ мит... Результаты этого экспериментального рейса были потрясающими. При общем нахождении на промысле в течение 23 суток за девять суток чистого времени грузовых операций (остальное время было затрачено на ожидание благоприятной погоды) «Иркутск» принял с восьми БМРТ 2716 тонн мороже­ ной рыбы. Это позволило продлить время нахождения БМРТ на промысле на 536 (!) судосуток и дополнительно вы­ работать 1670тонн рыбопродукции...' Для перегрузки готовой про­ дукции с судов и снабжения их всем необходимым для продолжения лова была отработана тактика швартовок крупнотоннажных судов друг к другу и безопасной стоянки их в открытом море. В дальнейшем такие швартовки в море, на ходу стали обычным делом, * Г. М. Бородулин, Ничего, кроме правды. Мурманск, 1994. ТР «Иркутск» Г. М. Бородулин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz