Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том II) ГИЛЯЗУТДИНОВ Гадельзян Хакимзянович Капитан на судах МТФ. В 1960-е годы капитан траулеров «Киров», «Дагестан», добивался успеха на промысле. В 1964 году воз­ главлял экипаж РТ «Ржев», который принял обязательство за два года вы­ полнить два с половиной годовых плана. РТ-29 «Киров» (до 1932 г. «Днепр»; ТЩ-38 в 1941- 1945 годы). Рыболовный траулер 1931 года постройки (верфь «Frerichswerf», Эйнсварден, Германия). Списан в 1965 году. РАБОТАТЬ ПО-КИРОВСКИ Из статьи журналиста Евгения Михайловского Во время перехода на промысел обсудили задачи предстоящего рейса. - Задание у нас, товарищи, 66 тонн, - говорил капитан тов. Гилязут- динов, - но добыть рыбы мы должны больше с тем, чтобы завершить в рейсе квартальный план. И вообще рейс этот для нас особый - будем рапортовать о вылове с начала эксплуатации корабля одного миллиона центнеров рыбы. Гадельзян Хакимзянович (он же Николай Петрович, так большинство членов команды обращается к нему) хотя и немного проплавал на этом суд­ не, но хорошо изучил людей. Он знал, что его не подведут. Отличным было начало промысла. Но уловы последующих дней пре­ взошли все ожидания. По три тонны трески за траление поднимали на борт моряки. Отдельные подъемы достигали восьми тонн. Успех работы зависел от того, насколько быстро экипаж станет управляться с обработкой улова. Не шуточное это дело - перешкерить пятнадцать - двадцать тонн рыбы за сут­ ки. Некоторые моряки из числа новичков начали поговаривать о том, что это вообще невозможно. Но в такие критические моменты секретарь партийной организации траулера, мастер по выработке консервов Николай Гаврилович Гредин как бы невзначай обращался к старшине кочегаров Старовойтову: - Иван Павлович, расскажи-ка о том, как работал экипаж в 1954 году, когда за год было добыто 60 200 центнеров рыбы. - Нелегко тогда приходилось, ребята. Меньше чем 250 тонн трески из рейса не доставляли в порт... Так что давайте по-кировски работать. И молодые матросы находили в себе силы работать именно так. На уборку выходили все. На мостике оставался лишь один капитан, а его по­ мощники вставали за рыбодел. Во время больших подъемов и мастера по добыче становились рыбообработчиками... Во второй половине рейса на Гусиной банке скопилось несколько де­ сятков траулеров. Старший помощник капитана тов. Шувариков вспоминает,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz