Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том II) лом может показаться малозначительным эпизодом по сравнению с последующим раз­ витием этого вида промысла во всех районах Мирового океана. Но не нужно забывать, что это был первый опыт в мировой практике, - пишет в 2000-е годы бывший руководитель ВРИО «Севрыба» М. И. Каргин. - Это нача­ ло было тем более значимым потому, что работа велась на принципиально новых, не виданных доселе судах, которые только год назад начали поступать в состав флота. Но уж такое тогда было стремительное время. Всё новое немедленно внедрялось в практи­ ку и становилось обыденным'. Наиболее широкое распространение в траловом флоте получил крупноячейный разноглубинный трал, испытанный на весенней мойвенной путине 1971 года в Баренцевом море. Полученные результаты позволили сделать вывод, что конструкция этого трала наиболее полно отвечает тяго­ вым характеристикам главных двигателей и траловых лебедок ППР и БМРТ польской постройки. Флот стал успешно облавливать все виды рыб, обитаю­ щих в пелагиале. Отвечая на вопрос о промышленном масштабе разноглубинного про­ мысла, начальника отдела добычи МТФ В. А. Кравцов писал на страницах бассейновой газеты: - Большинство капитанов и их помощников убедились в огромных возможностях и преимуществах этого способа лова. Только в текущем, 1971 году разноглубинным тралом успешно промышлял скумбрию в районе Нор­ фолка экипаж БМРТ-401, на мойве хорошо потрудились коллективы БМРТ- 415,-426, ППР «Прокопьевск». Комбинированный лов полярной тресочки (донный и разноглубинный) ведет группа экипажей в составе 10 БМРТ, 4 ПРТ и 2 БМРТ типа «Алтай». У них доля вылова разноглубинным тралом достигает 50 процентов, в отдельные периоды - до 100 процентов. В июне- июле вела успешный промысел морского окуня и трески группа БМРТ в рай­ оне Западной Медвежки..." Разноглубинный лов рыбы стал одним из важнейших резервов по­ вышения эффективности тралового промысла. Большие морозильные тра­ улеры и промыслово-производственные рефрижераторы МТФ оснащались приборами контроля хода трала. В начале 1970-х годов такие приборы уже имели 46 крупнотоннажных судов. * М. И. Каргин, Океанская вахта. Мурманск, 2010. ** «Еще шаг во внедрении разноглубинного промысла». Газета «Рыбный Мурман № 100 от 25 августа 1971 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz