Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Мурманский траловый флот (том II) век. Мечем сети по километру, каждая сеть 25 метров, и на нее иногда идет 500-600 килограммов, а иногда и до тонны селедки. Надо трясти. Я стоял на верхней подборе. Тогда у нас уже сетевыборочная машина была, так что вытаскивали не руками, а вот сететряски нет. Это удивительная была школа мужества. Не могу сказать, что я втихаря плакал, но мне было стыдно, что я такой слабый и бессильный... В носовом кубрике три каюты. Слева, справа и прямо. В каждой ка юте находилось по 4 моряка: два сверху, два снизу. И стояла небольшая электрическая грелка. И у каждого были портянки, полуболотные сапоги, рокон-буксы. Здесь все это сушилось... Утром приходили столовые коман ды. И меня там научили такому способу поддерживать свои силы: в большую кружку выливаешь банку сгущенного молока и кладешь примерно 100 грам мов сливочного масла. Все это ложкой разбалтывалось и с белым хлебом, а тогда на судах пекли белый хлеб, выпивалось и сверху заливалось полли- тром крепкого горячего чая. Это был завтрак. А обед... Если большой улов и трясли сети, то в рокон-буксах приходили на корму, а там как раз была дверь из камбуза. В миску повар наливал первое, а ты стоял там же, ел, потом в ту же миску он тебе накладывал второе. Третье, компот или кисель - его пили из кружки. И вновь за работу. Полный груз у логгера 70 тонн. Каждую бочку-сельдянку нужно было бондарить - у каждой отбить дно (а они были закупорены с обеих сторон), одним ударом молотка сбить обруч и очень аккуратно вытащить донышко. Потом рыбмастер вместе с помощником засыпали в бочку селедку, пере сыпанную солью, и ее нужно было забондарить обратно... В тонне было 11 таких бочек. Вот и считайте: 770 бочек нужно было спустить в трюм. А мы в Атлантике, логгер качает. Но нужно бочку поставить на попа, чтобы тебя не придавило... Набирали 70 тонн и шли к плавбазе. Там разгружали, храпцами такими, скобами по 6-7 бочек брали, потом грузили пустую тару в металлических сетках - и всё сначала. Где-то в середине рейса, а это был март месяц, вдруг к капитану при шло сообщение, что меня надо отправлять служить в армию. И меня переса дили на плавбазу. А через 3-4 дня из отдела кадров пришло РДО, что меня берут в осенний призыв. Пересел на какой-то СРТ и - на свой траулер. А пе реправляли тогда... на плотике из кухтылей. Сделали из десятка резиновых кухтылей большой такой плот и посадили меня, кинули шкерт на другое судно. ...Я нормально отработал рейс. И меня сделали матросом первого класса. Получил тогда сумасшедшие деньги - по тем временам порядка 7 тысяч рублей за рейс. Съездил к маме в Ставрополь, а потом поступил в училище. Был уже «магелланом» по сравнению с другими ребятами, кото рые пришли сразу после школы. *** Ровно 30 лет Мурманск был моим городом. После 1988 года на фло те началась какая-то «собачья свадьба» - уважаемые мною люди начали грызться между собой. По этому поводу есть хороший анекдот. Маленькая девочка приходит из детского садика, а ее мама спрашивает:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz