Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Мурманский траловый флот (том II) Второй трал спустили южнее - улов 3 тонны мелкого серебристого горбыля. Отправили его на муку, а тем временем продолжали активный поиск. При нес он первый сюрприз через день. После ночного подъема трала на борту оказалось около 25 тонн неведомой нам рыбы. Позвали ихтиологов, которые определили - рыба называется пагрус... В первом рейсе «Павлово» в Южную Атлантику нам приходилось не только вести разведку рыбных косяков, но также искать наиболее рацио нальные способы переработки добытой рыбы в готовую продукцию. Когда мы все-таки нашли хек и уловы оказались стабильными, организация тру да на рыбной фабрике поначалу оставалась, так сказать, традиционной. С 8 часов утра до 24 часов шла разделка и заморозка разделанной рыбы. В ночное время замораживали неразделанную. Производство готовой про дукции составляло за сутки около 60 тонн. На совещании командного со става этот способ был подвергнут критике. Действительно, разве выгодно в автономном плавании использовать емкости судовых трюмов под нераз деланную рыбу? Груз можно набрать быстро, а куда его сдавать? Ведь плав баз поблизости нет. Было решено поэтому заготавливать максимальное количество разделанной рыбы. Работала круглосуточно морозильная линия только одного борта. Людей, освободившихся с линии на втором борту, по ставили на разделку рыбы. При работе по-новому смогли вырабатывать до 47 тонн разделанного хека в сутки. Работали главным образом на глубинах 100-115 метров. Уловы были хорошие, но в тралы попадало много хека длиной до 40 сантиметров. Стали проверять места поглубже, но там хека вообще не нашли. Только южнее, где влияние теплого Бразильского течения ощущается значительно меньше, нашли то, что искали. Хотя траления делали короткие, траловые мешки тре щали от больших уловов крупного хека. Меньше 15-20 тонн рыбы в трал не попадало. Не в диковинку были уловы и по 35 тонн. И тогда перед коллективом встали проблемы, какие не возникают в других районах: что делать со столь обильными уловами? К примеру, 30 тонн хека своевременно обработать просто не под силу. Сырье портится, его приходится частично выбрасывать за борт. Выход из создавшегося поло жения нашли мастера по добыче. Отступив от сшивной части мешка на 5,5 метра, они сделали сверху разрез в 10-15 ячей. Образовался своеобразный карман. Над ним пришили из однородной дели небольшой клапан. Теперь при тралении рыба набивалась в мешок только по разрез, а лишняя выходи ла из него. Это значительно облегчило дележку улова на палубе, сырья по лучали столько, сколько требовалось для полной загрузки рыбной фабрики. Кстати, это новшество переняли не только рыбаки Северного бассейна. Впо следствии нам было приятно узнать, что его успешно применяют балтийские промысловики на судах типа «Тропик». Многотонные уловы заставили призадуматься над тем, как увеличить срок службы тралов... 29 августа в трюмах «Павлово» был полный груз го товой рыбной продукции. Наловив рыбы «на дорожку» (оба ящика и бункер), взяли курс на север. У берегов Бразилии встретили ППР «Зеленоборск». Он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz