Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Глава 5. Имена Что же такое служба капитана порта, какова ее главная цель? Про­ верка судов к готовности работать в море. Но неужели капитан судна не печется о том же самом, ведь ему работать в море, ему, и никому больше, надо привести в порт невредимое судно, в целости и сохранности экипаж. Зачем же проверки? ...Другой вопрос, что все мы, а капитаны особенно, приучены жить в страхе: понизят, уволят - только попробуй «возникнуть». До сих пор этот страх выкручивает руки многим капитанам даже в экстремальных ситуаци­ ях. Например, когда самая скорая и надежная помощь может прийти от бе­ реговых служб той страны, возле берегов которой случилась неприятность на судне, капитан тут же включает «калькулятор»: это будет стоить столь- ко-то, а это ведь валюта, по головке не погладят... Страшно! Задумайтесь: все документы ИМО (международная морская органи­ зация) апеллируют к сознанию капитана, все основаны на доверии к нему, ибо он, и только он, отвечает за судно и экипаж. И если он считает нужным воспользоваться помощью служб инпорта, то не его проблема вычислять стоимость услуги. Конечно, если это вопрос безопасности мореплавания или жизни человека. - Что за обвал аварийных происшествий принес нам 1993 год? - спросила я Дмитрия Яковлевича. Ответ был неожиданный: - Их не больше, чем пять лет назад, когда Госрыбфлотинспекция вроде бы зорко контролировала вопросы безопасности. За последние пять лет (без инспекции) на бассейне случилось 54 аварийных происшествия, а с 1984 по 1988 годы - 78. И причина каждого - халатность, и в первую очередь капитана. Страх, а не осознание ответственности, вот на чем воспи­ таны наши капитаны, отсюда и все беды. Нам надо очень многое пересмат­ ривать с учетом перехода к капитализму. Надо взять «их» опыт не только в коммерции, но и во многих важных областях. А у «них» не только очень высок статус капитана порта, там не жалеют средств на подготовку и суд­ на (оснащение современным оборудованием, техникой, всем необходимым снабжением), и судовых специалистов А у нас по старинке: шкерочный нож, роба, в которой не повернуться, бытовые условия, которые с трудом можно признать приемлемыми... При расследовании аварий еще никогда не звучал упрек в адрес службы капитана порта, мол, недоглядели, прошляпили. А это тоже ведь до­ рогого стоит. Прав Дмитрий Яковлевич, постоянно повторяя известную исти­ ну: каждый должен добросовестно и ответственно относиться к своему делу. Газета «Рыбный Мурман» (№ 3 от 21 января 1994 года)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz