Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Глава 1. Первые БМРТ Но прошла эта праздничная минута, и потекли промысловые будни. Концентрация рыбы на Медвежинской банке оказалась слабая, и после пер­ вого удачного трала мы восемь дней напрасно мечтали о двухтонном улове. А поднимали полтонны, тонну и, как исключение, полторы. Энтузиазм замет­ но упал... На десятый день перешли на Демидовскую банку, имея всего 59 тонн готовой продукции. Попав на более густую концентрацию рыбы, моряки тра­ улера «Н. Островский» стали быстро поправлять свои дела, фишлупа вместо «гвоздиков» стала все чаще и чаще показывать «шапочки». Но тут нас постиг­ ла новая беда: вышла из строя филейная машина, и почти всю рыбу пришлось перерабатывать на «колодку», вручную... День за днем в напряженном труде формировался судовой коллектив. Опыт показал, что много у нас еще пробе­ лов, больших потерь времени и как много нам еще предстоит работать...' Далеко не блестяще обстояли дела и на других траулерах. Рейсы в Баренцево море показали, что конструктивные недостатки первых БМРТ не позволяли на полную мощность использовать трал, а суточные уловы не обеспечивали проектной загрузки технологического оборудования. Трудно и небезопасно производилось включение и отключение траловых досок, нельзя было делить в воде улов, рыбомучная установка не имела магнит­ ных сепараторов, мощность консервной установки была явно недостаточна. Но тралфлотовским специалистам удалось найти более эффективную схе­ му использования промыслового оборудования. Были перенесены промыс­ ловая рубка и грузовые стрелы, по-иному стали использоваться траловые доски, усилили прочность мешка трала и т. д. Все это позволило сократить время работы с тралом, устранить его заверты, обезопасить многие палуб­ ные операции, а в конечном счете - увеличить уловы. - Вначале рефрижераторные суда вели промысел в Баренцевом море, удаляясь от берегов миль на 300-400, - пишет капитан-директор БМРТ «Некрасов» Н. К. Елфимов. - Новейшая техника, установленная на трауле­ рах, нередко работала впустую. Все это происходило потому, что люди не были знакомы с новыми приборами, с новой технологической схемой обра­ ботки рыбы, впервые столкнулись с техникой кормового траления. Трудности встречались почти на каждом шагу... Постепенно моряки осваивались и с тех­ никой кормового траления. Спуски и подъемы трала стали проводить за 35-40 минут, а не за полтора часа, как раньше. Немало трудностей у нас было и с использованием новых приборов - рыбоискателя, локатора, гирокомпаса, динамо­ метра... На каждом участке работы на корабле постепенно приходил успех. Из рейса в рейс * Газета «Рыбный Мурман» № 3 от 5 января 1956 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz