Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Мурманский траловый флот (том II) В Мурманске, листая подшивки газет, я натолкнулся на выступление капитана БМРТ «Добролюбов» П. П. Решетова на собрании актива област ной партийной организации. Там он привел анекдотичный факт о том, как он вынужден был просить лучших моряков судна, которых он собирался пре мировать за отличную работу в порту, написать ему заявления... с просьбой об оказании материальной помощи. Иначе Решетов поступить не мог. Он лишен возможности самостоятельно распоряжаться фондом капитана-ди- ректора. Директорский фонд капитана был и в наше время. Разница только в том, что средства из этого фонда я, как капитан, мог использовать вплоть до строительства жилья для моряков своего корабля. Старожилы Мурман ска должны помнить целые кварталы жилых домов, возведенных в районе Жилстроя и принадлежавших командам рыболовных траулеров. Эти дома были построены на средства директорского фонда, а квартиры в них рас пределялись судовыми комитетами среди моряков, нуждавшихся в жилье. Это было в то время основным стимулом закрепления кадров за каж дым судном. Моряк, порывавший связь с траулером, лишался жилплощади. Поэтому люди годами трудились на одном траулере и уходили с него лишь в случае выдвижения... Наблюдая теперешнюю деятельность капитанов, иногда приходится только удивляться. Уж очень много у них ненужных никому нянь. В море их мелочно опекают руководители промысла. Без их разрешения капитан тра улера не может, как говорится, «ни шагу ступить». В порту опекают специ алисты множества служб. Тут и инспекция безопасности мореплавания, капитан порта и службы главного капитана флота, пожарная и санитарная инспекции, а вдобавок ко всему - производственные отделы флота. Всем что-то нужно. Все требуют, вызывают «на ковер». И что же остается делать капитану? А если прибавить ко всему бесконечные вызовы капитанов на со вещания, заседания и графики, то, естественно, возникает вопрос: когда он будет по-человечески отдыхать в кругу семьи и друзей, развлекаться, поль зоваться благами культуры на берегу? В конце концов, капитан не аскет - ему свойственно все человече ское. И он тоже хотел бы иногда выпить рюмку доброго вина с товарищами по работе. Но для личной жизни у капитана времени не хватает. И не слу чайно, что наши капитаны, даже имея лишние сутки, чтобы побыть на бере гу, стараются уйти от этого «чрезмерного внимания» в море, где дышится несколько легче. В связи с этим вспоминается такой случай. В бытность моей рабо ты начальником Мурманского тралового флота мне довелось побывать в Англии. Я ознакомился с рыбной промышленностью этой страны. В порту Гримсби, осматривая рыболовные суда, я попросил сопровождавшего меня чиновника министерства устроить мне на борту одного из траулеров, при шедшего с Баренцева моря, встречу с капитаном. Чиновник этот несколько смутился, а затем сказал:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz