Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Глава 1. Первые БМРТ ить БМРТ, доказали в первых же рейсах беспоч­ венность этих сомнений, посрамили скептиков. Была освоена в короткий срок кормовая схема траления, мало того - тралфлотовцы внесли свои коррективы в эту схему. И морозильная техника оказалась не такой уж «грамотой за семью печа­ тями»... В напряженной учебе рыбаки показали себя прилежными, способными учениками. В этом я мог лично убедиться, когда и мне довелось руко­ водить экипажем БМРТ. А пока я «пахал» море на «бортовичке»...* Надо сказать, что результаты первых про­ мысловых рейсов БМРТ «Пушкин» и «Гоголь» (первенцев нового флота) поставили в тупик даже бывалых рыбаков: на спуск трала затрачивалось ПО ПОЛТОра-ДВа Часа, В ТО Время как на борТОВЫХ Фото 1980-хгодов траулерах требовалось 35-40 минут. Да и многое другое в конструкции новых кораблей вызывало на первых порах возраже­ ние. Противники БМРТ договорились до того, что, мол, наши промыслови­ ки еще не готовы к освоению этих кораблей, принципиально отличающихся от бортовых РТ, что массовое строительство БМРТ противоречит здраво­ му смыслу. Вот как остро стоял по тем временам этот вопрос. Приказом по Главмурманрыбпрому на Северном бассейне была создана группа специа­ листов из инженерно-технических работников по добыче и обработке рыбы, в которую вошли начальник промыслового отдела тралфлота С. Л. Фрид­ ман, начальник Мурманской экспериментальной базы Г. А. Траубенберг, на­ чальник производственных мастерских стройтреста Главмурманрыбпрома И. Р. Матросов, инженер М. Г. Монастырский, - талантливые конструкторы и изобретатели, они принимали участие в создании первого тралфлотовско- го «малого кормовичка» «Новатор», их опыт был использован при создании проектов отечественных крупнотоннажных судов. Немалый объем работ выполнили и судовые механики. Вот, напри­ мер, что вспоминал ветеран МТФ, дипломированный специалист первого выпуска МВМУ (1955) Александр Иванович Кияшкин: - БМРТ «Ярославль» только что при­ шел с новостроя. С нашего курса сразу троих туда отправили. Одного - третьим механи­ ком, другого - четвертым, а мне должности не хватило, взяли мотористом. Немецкий ме­ ханизм тогда был для всех в новинку, стали потихоньку осваивать. Жалко, кинокамеры тогда не было. Забавная картина: впереди на корточках передвигается старший механик, Фото 1985 года Газета «Рыбный Мурман» № 11 1987 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz