Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том II) БАТ«Адмирал Головко» И. И. Гуцкалов тивных районов промысла. А ведь именно у берегов западной Гренландии, моря Баффина, Лабрадора, Ньюфаундленда, Северо-Западной Гренлан­ дии был освоен промысел наиболее ценных в пищевом отношении видов рыб. Флоту пришлось покинуть банки в районе Новой Шотландии, а также знаменитую банку Джорджес, где успешно велся промысел с 1961 года. Потеряли и шельф Западной Африки, восточного побережья Южной Аме­ рики. То есть был нанесен весьма чувствительный удар по советскому оке­ аническому промыслу. - Где только не рыбачили в 1960-е годы суда тралового флота! При­ лавки мурманских магазинов предлагали советским покупателям богатый ассортимент рыбы на любой вкус, - вспоминал капитан Н. И. Гуцкалов. - Помните огромные мясистые куски клыкача, которого называли антарктиче­ ской белорыбицей, и рыбу капитан горячего копчения? А как приятно было полакомиться жареной нототенией - самой дорогой по тем временам рыбой. Она стоила целых рубль восемьдесят копеек за килограмм. Не забыть нам и дружеские посиделки на тесных кухнях, когда собирались полузгать - как семечки! - креветки под пиво. Славные были времена! К семидесятым годам положение на международной арене начало меняться. Изменилась и ситуация на промыслах. Одна за другой морские державы отказывались от принятых международных правил рыболовства, ограничивая списки промысловых видов и возможности иностранных судов, входящих в их акватории. Два года - 1967-й и 1968-й - выдались особенно удачными для рыбаков, ловивших на шельфе Патагонии серебристого хека. В числе прочих там промышляли и суда главка «Севрыба». Власти Арген­ тины одними из первых в одностороннем порядке ввели ряд ограничений. А затем, используя силовые методы... А Патагонский шельф, где мы рабо­ тали, щедро одаривал своими богатствами промысловые суда, чему способ­ ствовали небольшие глубины, отличный грунт, промысловая погода. Более сотни крупнотоннажных советских промсудов промышляли настоящего се­ ребристого хека и крупного каменного окуня...' - Рейс ППР «Заполярный» у берегов Южной Америки заканчивался. Обстановка в районе промысла обострялась. Руководство стран Аргентины * Слова капитана Н. И. Гуцкалова взяты из книги М. И. Каргина «Океанская вахта». Мурманск, 2010 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz