Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).

Мурманский траловый флот (том II) Я олярная ночь сливает свинцовое море и тяжелое от снеж­ ных облаков небо в одну черно-густую бесконечность. Только по огням рыбацких судов можно догадаться: море кончается не у борта, как кажется, а оно так же велико, как и эта темнота. Огней много... Одни далекие, слабые, как сумеречные звезды, другие яркие, живые. А когда наступает день, огни гаснут, и тогда на фоне серого горизонта вырисовываются силуэты пахарей моря. Идут тя­ желые «шведы», приземистые «поляки», чем-то похожие на них «финны» и, как живые свидетели обновления тралового флота, промелькнут между ними длиннотрубые, низконосые, исцелованные ветрами всех румбов, поби­ тые морем траулеры-старички...' В 1950-е годы рыболовный флот Северного бассейна стремительно рос. Строившиеся в Гэрмании по репарации средние рыболовные трауле- ры-логгеры, объединенные в новый флот - «Мурмансельдь» - осваивали промысел в отдаленных районах Северной Атлантики. Рос и траловый флот. Паровые бортовые РТ один за другим приходили с верфей Финляндии, Польши, Швеции. Были также английские траулеры типа «Пионер», бель­ гийские суда типа «Кремль» - в 1950-1952 годы флот пополнили 5 больших рыболовных траулеров (БРТ) бельгийской постройки с мощностью двигате­ ля 1080 л. с., автономностью плавания 90 суток. И, наконец, летом 1955 года рыбаки-тралфлотовцы получили первые большие рефрижераторные трау­ леры кормового траления - наступил революционный поворот в перевоору­ жении флота. 1. Освоение новой техники Новые траулеры имели качественные изменения во всей схеме рабо­ ты - от процесса добычи рыбы и до обслуживания судов в порту. В ходе ос­ воения БМРТ понадобилось сконструировать новые тралы, сначала донный, а потом разноглубинный. В Мурманске строились причалы для базирования крупнотоннажных судов, развивались мощности по производству картонной тары, возводились холодильники для хранения мороженой рыбопродукции, расширялся рефрижераторный подвижной состав на железной дороге, уве­ личивались емкости для хранения топлива в порту, вводились в строй новые цеха судоверфи... Но главное - надо было научить экипажи грамотно экс­ плуатировать эти более сложные суда. - Кадров не хватало, штурманские «ступеньки» мы проходили бы­ стро, - вспоминает капитан Василий Давыдович Трофимов. - На ходу, как говорится, приходилось учиться и переучиваться... Бытовало в ту пору мне­ ние, причем мнение людей, облеченных властью, что освоение больших мо­ розильных траулеров займет много времени, что нельзя заказывать серию этих судов. Мурманские рыбаки, а именно им было оказано доверие осво- * Использованы строки из публикации штурмана тралфлота и одного из ведущих журнали­ стов бассейновой газеты «Рыбный Мурман» Виктора Хряшкова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz