Георги, В. С. Мурманский траловый флот. [В 3 томах]. Т. 2. От первых БМРТ до БАТов (1955 - конец 1970-х) / В. С. Георги. – Санкт-Петербург : ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2020. – 561 с. : ил. – (Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»).
Мурманский траловый флот (том II) Я олярная ночь сливает свинцовое море и тяжелое от снеж ных облаков небо в одну черно-густую бесконечность. Только по огням рыбацких судов можно догадаться: море кончается не у борта, как кажется, а оно так же велико, как и эта темнота. Огней много... Одни далекие, слабые, как сумеречные звезды, другие яркие, живые. А когда наступает день, огни гаснут, и тогда на фоне серого горизонта вырисовываются силуэты пахарей моря. Идут тя желые «шведы», приземистые «поляки», чем-то похожие на них «финны» и, как живые свидетели обновления тралового флота, промелькнут между ними длиннотрубые, низконосые, исцелованные ветрами всех румбов, поби тые морем траулеры-старички...' В 1950-е годы рыболовный флот Северного бассейна стремительно рос. Строившиеся в Гэрмании по репарации средние рыболовные трауле- ры-логгеры, объединенные в новый флот - «Мурмансельдь» - осваивали промысел в отдаленных районах Северной Атлантики. Рос и траловый флот. Паровые бортовые РТ один за другим приходили с верфей Финляндии, Польши, Швеции. Были также английские траулеры типа «Пионер», бель гийские суда типа «Кремль» - в 1950-1952 годы флот пополнили 5 больших рыболовных траулеров (БРТ) бельгийской постройки с мощностью двигате ля 1080 л. с., автономностью плавания 90 суток. И, наконец, летом 1955 года рыбаки-тралфлотовцы получили первые большие рефрижераторные трау леры кормового траления - наступил революционный поворот в перевоору жении флота. 1. Освоение новой техники Новые траулеры имели качественные изменения во всей схеме рабо ты - от процесса добычи рыбы и до обслуживания судов в порту. В ходе ос воения БМРТ понадобилось сконструировать новые тралы, сначала донный, а потом разноглубинный. В Мурманске строились причалы для базирования крупнотоннажных судов, развивались мощности по производству картонной тары, возводились холодильники для хранения мороженой рыбопродукции, расширялся рефрижераторный подвижной состав на железной дороге, уве личивались емкости для хранения топлива в порту, вводились в строй новые цеха судоверфи... Но главное - надо было научить экипажи грамотно экс плуатировать эти более сложные суда. - Кадров не хватало, штурманские «ступеньки» мы проходили бы стро, - вспоминает капитан Василий Давыдович Трофимов. - На ходу, как говорится, приходилось учиться и переучиваться... Бытовало в ту пору мне ние, причем мнение людей, облеченных властью, что освоение больших мо розильных траулеров займет много времени, что нельзя заказывать серию этих судов. Мурманские рыбаки, а именно им было оказано доверие осво- * Использованы строки из публикации штурмана тралфлота и одного из ведущих журнали стов бассейновой газеты «Рыбный Мурман» Виктора Хряшкова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz