Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

[ёаэімёаЦ ДИРЕКТОР ФИРМЫ «РУССКИЕ МОРСКИЕ ПРОМЫСЛЫ» Из воспоминаний Ф. Е. Шамалуева ...Помню, был праздничный день. «Север» стоял у Банковской пристани в Архангель- 93 ске. На берегу толпились гуляющие, рассматривая наше судно. Траулеры были тогда редко­ стью и привлекали всеобщее внимание. Тралмейстер Джус, желая укрыться от любопытных взоров, устроился с сетями и бутыл- § кой водки у противоположного борта за палубными надстройками. Он спокойно орудовал Щ иглой и ножом, прикладываясь время от времени к бутылке. Потом окликнул проходившего и мимо матроса и знаками предложил ему выпить. Матрос взял бутылку, но в этот момент из-за лебедки вынырнул К. Ю. Спаде. Его хозяйское сердце возмутилось таким нарушением порядка, он вырвал из рук матроса бутылку и разбил ее о борт стоявшего рядом парусника. I Одновременно на голову Джуса обрушилась целая куча отборных ругательств. Старый трал- |>мейстер в долгу не остался. Он вскочил, засучил рукава и бросился с кулаками на хозяина. Собравшаяся на пристани публика, обрадовавшись даровому развлечению, зааплодирова­ ла. Раздался смех, свистки. Взбешенный К. Ю. Спаде потребовал от капитана, чтобы Джус был немедленно уволен. И вот передо мной неожиданно открылась заманчивая перспектива всецело отдаться люби­ мому делу. Я знал, что заменить старика, кроме меня, некем. Но мог ли я обидеть человека, .который обучил меня и всегда хорошо ко мне относился? Поэтому, когда капитан предложил 8 мне занять место Джуса, я ответил, что знаю дело еще недостаточно и с работой не справ- йлюсь. В конце концов все обошлось. На следующий день Джус извинился перед хозяином Л и тот вынужден был оставить его на судне, так как другого тралмейстера в Архангельске не ® было. Больших капиталов К. Ю. Спаде не имел, но кое-какие средства у него были. Говорили, что нажил он их не совсем законным путем при ремонте ледокола «Ермак», на котором плавал штурманом. Потом мы застаем его капитаном увеселительной или, как ее называли матросы, «гулящей» яхты какого-то ревельского купца. Тогда же ему удалось втереться в до­ верие ревельских богачей и составить из них компанию по эксплуатации северных рыбных промыслов. В новую фирму он вошел в качестве компаньона и директора. Это были годы, когда английские фирмы, посылавшие свои траулеры в Баренцево море, получали большие прибыли, и К. Ю. Спаде понимал, что траловый лов значительно более выгоден, чем скупка рыбы у рыбаков-поморов, которой занимались местные купцы. Вскоре на одном из домов Архангельска в районе рынка появилась большая вывеска: «Русские северные морские промыслы К. Ю. Спаде - траловый лов и рыбная торговля». Однако, первый год не принес фирме ожидаемых прибылей, и ревельские компаньо­ ны К. Ю. Спаде отказались продолжать дело. Но это его не смутило, нашлись другие компа­ ньоны из «большого света» Петербурга. В 1912 году фирма приобрела еще два траулера: «Запад» и «Юг». Последний был примерно того же размера, что и два прежних - его трюм вмещал не больше пяти с половиной тысяч пудов рыбы; «Запад» же резко отличался от них как грузоподъемностью, так и оборудованием. Он мог брать до 12 тысяч пудов рыбных гру­ зов, имел рефрижераторную установку и в его трюмах, оборудованных тепловой изоляцией, можно было поддерживать температуру на уровне пяти градусов ниже нуля. «Запад» до­ ставлял в Архангельск значительную часть улова в охлажденном виде. Летом 1913 года «Запад» пошел в устье Оби для осетрового лова. Экспедиция была снаряжена основательно. Из Астрахани пригласили опытного мастера по приготовлению . икры, трюм загрузили банками. Во главе экспедиции стал сам К. Ю. Спаде. Поход, однако, потерпел неудачу... «На траулерах в Баренцевом море», Севморпуть. 1946.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz