Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

СПАДЕ Карл Юрьевич 1879, Курляндия (Латвия) - после 1917 ■ "*»■ й а - л ; Ѵ - Капитан дальнего плавания, купец 1-й гильдии, ры­ бопромышленник, один из зачинателей тралового лова на Севере России. С 14 лет служил юнгой на коммерческих судах, за­ тем начальник шхуны «Беринг». В 1905 году штурман ле­ докола «Ермак», участвовал в экспедиционном плавании по Северному морскому пути, после чего остался в Архан­ гельске. В 1910 году совместно с группой ревельских пред­ принимателей при участии петербургских компаньонов основал фирму «Русские северные морские промыслы К. Ю. Спаде - траловый лов и рыбная торговля» с прав­ лением в Архангельске. Весной того же года организовал промышленный лов рыбы тралом на небольших приоб­ ретенных им траулерах «Север» и «Восток», базировавшихся в Кольском заливе. О начале своей деятельности на Мурмане Спаде поведал следующее: «К несчастью, я выбрал своей промысловой базой Александровск, где имеется казенная винная лавка. Получился сплош­ ной «кошмар» - вместо 2-3 суток стояли в гавани по 6-7 суток, рабочие брали водку в море и были там беспробудно пьяны. Кончил сезон с «дефицитом». Убедившись, что поморы и колонисты непригодны для дела, Спаде «на следующий год набрал команду из рыбаков Балтийского моря, и этот опыт дал блестящие результаты». Ме­ сячное содержание судна и команды обходилось в 2150 рублей, а выручка от улова за тот же срок достигала 4-6 тысяч рублей. Наплыв иностранных траулеров в Баренцево море вызвал недовольство русской об­ щественности. В печати, с одной стороны, били экологическую тревогу - многие боялись уничтожения всего живого на дне моря; с другой стороны, протестовали против разграбле­ ния естественных богатств северных морей. Рыболовная комиссия Государственной Думы подготовила законопроект о запрещении тралового лова в пределах 12-мильной береговой полосы как иностранным, так и русским судам. Однако данный законопроект был отклонен - во многом благодаря хорошо аргументированному докладу, который 19 апреля 1911 года сделал К. Ю. Спаде на общем собрании архангельского Общества изучения Русского Севера. Собрание решило, что нет оснований «для огульного запрещения русского тралового про­ мысла». Рыбопромышленник считал ненормальным тот факт, что в 1911 году 80,8 процента всей добываемой в русских водах рыбы выловлено англичанами. 30 октября 1911 года он выступил на очередном собрании Общества изучения Русского Севера, изложив свою про­ грамму подъема рыбного Мурмана. Он предлагал: - правительственными льготами и ссудами поддержать тех русских промышленников, которые приступят к ведению промыслов «при помощи паровых и моторных промысловых судов»; - способствовать заселению Мурманского берега тружениками-поморами; - закрыть «по всему Мурману винные лавки и запретить ввоз туда спиртных напитков под видом провизии». В 1912 году Спаде приобрел еще два судна — «Запад» и «Юг», стал посылать свои траулеры на промысел в Норвежское море, на запад вплоть до берегов Исландии. Рыбную •4*4. . *j .j •$\Г*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz