Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

«Муррайрыбой» (1920-1921 гг.), «Муробластьрыбой» (1921-1922 гг.), «Облгосрыбпромом» (1923-1924 гг.), «Севгосрыбтрестом» (1924-1931 гг.), затем был Мурманский государствен­ ный рыбопромышленный трест, с 1962 года - Главное управление рыбной промышленности Северного бассейна, с 1976 года - ВРПО «Севрыба» (Всесоюзное рыбопромышленное объ- § единение), с 1988 года - бассейновое производственное объединение (БПО), с 1992 года - Северная хозяйственная ассоциация рыбопромышленных предприятий (АРП), с 1996 года - акционерное общество закрытого типа (ЗАО). Став коммерческой структурой, «Севрыба» утратила бассейновые координирующие функции. Так что же понимать сегодня под словом «СЕВРЫБА»? Это флоты и береговые предпри­ ятия Мурманской и Архангельской областей, Республики Карелия, Ненецкого автономного округа. Это районы промысла рыбаков Севера-от традиционных Белого и Баренцева морей до берегов Америки и Африки, Австралии и Антарктиды, где работали моряки в 1970-1990-е годы. Это люди - рыбаки и моряки, портовики, судоремонтники, рыбообра­ ботчики, конструкторы, ученые - все те, для кого «Севрыба» стала судьбой. Но прежде все­ го наш рассказ о капитанах «Севрыбы», о тех, кто взял на себя смелость и ответственность встать к штурвалу малого рыболовного траулера или мощной плавучей базы, о судоводи­ телях и флотоводцах Севера. Благодаря их труду в начале 1980-х годов на долю только Мур­ манской области приходилось более шестой части общего улова СССР, что в среднем за год составляло 1,2 млн. тонн рыбы. Соленая, мороженая, вяленая и копченая продукция, кон­ сервы и кормовая мука поставлялись во все союзные республики страны и десятки областей РСФСР, экспортировались в 20 стран мира. «Тралфлот» - первая книга цикла «Севрыба». Данное издание охватывает период до конца 1940-х годов, в нем рассказано о зарождении тралового промысла в Баренцевом море, о создании базы рыболовного флота на берегах незамерзающего Кольского залива. Представлены исторические материалы становления старейших в стране Мурманского и Архангельского траловых флотов, береговых предприятий Северного бассейна. В книге при­ ведены биографические данные организаторов рыбного хозяйства Севера, первых тралмей­ стеров, капитанов, выведших экипажи своих судов на промысел в открытое море. Отдельная глава посвящена подвигу моряков-рыбаков в годы Великой Отечественной войны, тех, кто под обстрелом врага ловил рыбу в прифронтовых водах, снабжая продукта­ ми питания не только бойцов Северного флота и жителей Заполярья, но и отправляя эшело­ ны с рыбой защитникам Ленинграда. Подвигу тех, кто с борта рыболовного траулера шагнул на палубу боевого корабля. Говоря о первых послевоенных годах и поисковых экспедициях в отдаленные квадраты промысла, авторы издания подводят читателя к началу широкомасштабного океанического лова рыбы, который дал толчок к созданию на Севере новых флотов, крупнейшего в мире за Полярным кругом рыбопромышленного комплекса. В цикле «Севрыба» серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» к изданию готовятся новые книги, посвященные таким флотам, как Мурмансельдь (Мурманрыбпром), Севрыбхо- лодфлот, Севрыбпромразведка (Севрыбпоиск), Беломорская база гослова Карелрыбфлота. Не останутся без внимания дела и заботы рыбаков-колхозников Архангельского, Мурман­ ского и Карельского рыбакколхозсоюзов, годы трудного становления региональных Союзов рыбопромышленников Севера. И, конечно же, выйдут в свет книги, посвященные людям, капитанской элите как Мурманского тралового, так и его кровного брата - Архангельского тралфлота. Отдельного рассказа заслуживают 1980-1990-е годы, время перестройки и при­ ватизации флотов, а по сути дела - период разорения рыбной отрасли России, превращения мощных региональных рыбопромышленных комплексов в полукустарные, а подчас и полу- криминальные рыбные промыслы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz