Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

которые переоборудовали под траловый лов рыбы. Капитаном на «Сайде» был Андрей Александрович Антипин. Помню, вышли мы в первый рейс. Тралмейстером был у нас ры­ жий англичанин со вставным глазом. Мы, русские, такелажное дело знали отлично, умели разделывать рыбу, но никто не умел чинить трал. Спускать и поднимать его капитан кое-как умел, а вот чинить - это была проблема. Англичанин все сам делает, ничего не показывает. Наберет сети в руку, даст держать, а сам зашивает. Чуть запутаешься или уж очень внима­ тельно к тралу присмотришься - так тебя с ног до головы передернет - это англичанин тебе по руке иголкой ударит, чтобы не зевал и не любопытничал особенно. Тралмейстерами тогда были почти все англичане. Секреты свои они хранили крепко и посмеивались над нами: куда, мол, вам, русским, такую премудрость освоить. А вот освой- < ли! Да таких ли еще мастеров имели! Там родились наши первые траловые капитаны — Федор Михайлович Михов, Степан ' Дмитриевич Копытов, капитаны Каск, Катц, Леонтьев. В 1920 году в Сумской мореходной школе открыли двухгодичные курсы судоводителей маломерных парусных судов до ста регистровых тонн. Я поступил на эти курсы. Для полу­ чения диплома нужен был 24-месячный плавательный ценз. С открытием навигации в 1922 <(р году я пошел плавать на парусное судно «Иоанн Предтеча». Капитаном там был мой отец. ...Приехал в Мурманск в 1925 году. Здесь тогда была большая безработица. Встал на учет матросом - 175-м по счету. Собрались мы трое с Сумпосада, пошли в торговый порт. - Нет ли работенки какой? - спрашиваем капитана порта. (S -Д а дела много, баржи вон разгружать надо, вагоны грузить. с Так мы втроем работали в торговом порту. Потом встречаю как-то капитана знакомого, (Š Якова Алексеевича Богданова. | - Ты где? - спрашивает. - В порткомводе, на учете, - отвечаю. - Нужен мне, - говорит, - матрос. И сам пошел в порткомвод. Там заупрямились: - Оче­ редь, - говорят. Он отвечает: - Или Махилева, или никого. Я с ним плавал. Матрос-лучше не надо. Потому и беру. Так я пошел сначала матросом, потом помощником тралмейстера на траулере «Щука». К 1929 году траловый лов мурманчане освоили отлично, разбирались в тралах лучше иностранцев, изобретали новые, наиболее уловистые, удобные в работе. К этому году от­ носится организация тралового промысла на Дальнем Востоке. В 1929 году в Германии по­ строили три однотипных траулера - «Дальневосточник», «М. Горький» и «Большевик». Два пригнали в Мурманск. А «Дальневосточник» мы приняли в Германии и отправились в даль­ ний путь. Шли южным путем, через Суэцкий канал около 2,5 месяцев. 9 декабря 1929 года траулер «Дальневосточник» ошвартовался во Владивостокском порту. Этот траулер посту­ пил в распоряжение «Дальгосрыбтреста». Потом в распоряжение акционерного камчатско­ го общества (АКО) поступил траулер «Балкан». Его осваивали также архангельские моряки. Вся команда состояла из них. Отдел по добыче рыбы в «Дальгосрыбтресте» возглавлял бывший начальник Сумской мореходной школы Гринер. Встретились мы с ним. Он мне говорит: - Суда пригнали - хорошо. Но хочешь - не хочешь, а придется остаться. Тралмейстером пойдешь. Когда мы траулеры укомплектовали, обучили моряков траловому делу, я решил пойти плавать штурманом. Впервые я ступил на судно вторым штурманом в 1932 году. Было это на траулере «Уссуриец». Все хорошо. Все нравится на Дальнем Востоке, а домой тянет. Пришел в Главк. — > / " ? Ѵ , , -*■ -ѵ <* ' *■ ѵ ' - Л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz