Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

МАХИЛЕВ Василий Павлович ?, д. Сумпосад Архангельской губернии - 10.08.1967, г. Петрозаводск Старейший работник рыбной промыш­ ленности Севера, капитан-промысловик. С 8-ми лет ходил на паруснике с отцом в Норвегию, три навигации был зуйком на Мур­ манском побережье в становище Гаврилово, затем - помощник матроса на товаро-пассажир- ском пароходе. Две навигации, 1917-1918 го­ дов, ходил на мотоботах к Мурманскому берегу, промышлял треску на рыболовных дорах. Был матросом на РТ «Сайда». В 1920 году поступил на двухгодичные кур­ сы судоводителей маломерных парусных судов Сумской мореходной школы. Для получения диплома нарабатывал плавательный ценз на парусниках «Иоанн Предтеча», «Невский», кото­ рые ходили в Норвегию (доставляли лес, а воз­ вращались в Архангельск с рыбой). В 1925 году приехал в Мурманск, стал ра­ ботать в тралфлоте - матросом, помощником тралмейстера на траулерах «Щука», «Дзержин­ ский». В 1929 году был направлен в Германию для приемки и перегона во Владивосток тра­ улера «Дальневосточник», потом несколько лет ходил в море тралмейстером, обучая даль­ невосточных моряков траловому лову. В 1933 году вернулся в Мурманский тралфлот- второй штурман на траулере «Капитан Воронин». После окончания двухгодичных курсов судоводителей работал старпомом на тра­ улере «Ленинград». В одном из рейсов заменил заболевшего капитана, и с тех пор на капи­ танском мостике - до начала Великой Отечественной войны руководил экипажем траулера «Челюскинец Павлов». В годы войны командовал морским буксиром Северного флота, водил баржи на полу­ острова Средний и Рыбачий. После войны работал на перегонке судов из портов Америки, Финляндии, Швеции, Гер­ мании, Польши. Сделал промысловый рейс на калининградском траулере в Северное море, осваивал сельдяной лов. «Когда я начинал свою морскую карьеру будучи третьим помощником капитана на ры­ боловном траулере РТ-26 «Треска», - вспоминал капитан дальнего плавания В. С. Шитарев, -нашим капитаном был Василий Павлович Махилёв... Нас поражало его знание Баренцева моря. Определив на вахте место судна по Солнцу, звёздам или радиопеленгатору, мы до­ кладывали капитану о местонахождении траулера. Он не спеша подходил к карте, потом смотрел на трал, на части трала, к которым прилип грунт, водоросли и пр. А потом выносил свой «вердикт» - хорошее определение или - вы ошиблись, проверьте. И главное - он всег­ да был прав. Я помню, как мы заходили в Кольский залив в туман при нулевой видимости. А капитан, ориентируясь по известным только ему признакам, вёл уверенно судно, удерживая его на фарватере, РЛС-то у нас тогда не было»*. * Из статьи «Суда семьи Ломоносовых» в журнале «Двигатель» № 5 2010 года (http://engine. aviaport.ru/issues/71/page70.html) . “А * - _ л » . -4 .. ѵ \ Л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz