Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
а Предложенная им программа для исследования рыбных промыслов Северного Ледо витого океана была реализована при широком участии местных общественных организаций Архангельска: Общества изучения Русского Севера, губернского продкомитета и созданного к тому времени земства. Экспедиция получила первоначальную ссуду размером в 110 тысяч рублей, которую легко выплатила, продав добытую рыбу. Деятельность экспедиции склады валась весьма удачно: с одной стороны, необходимость эффективно ловить рыбу заставляла активно искать продуктивные промысловые районы; с другой - ученые всегда были обеспе чены материалом для исследований. Впервые был составлен подробный отчет о районах, где возможен траловый промысел, детально обследованы открытые еще Книповичем бо гатые рыбой Канинские банки, и именно экспедиционный траулер «Дельфин» был первым судном, доставившим рыбу в Архангельск в 1918 году. С 31 июля по 17 ноября «Дельфин» сделал четыре рейса и за 61 промысловые сутки добыл 10706 пудов рыбы за 227 тралений. Экспедиция поддерживала тесные связи с рыбопромышленниками и нарождавшим- 1 ся кооперативным движением рыбаков. Аверинцев считал, что путь к будущему развитию северных промыслов лежит через привлечение крупного капитала. В конце 1918 года он выступил в Северном отделении Русско-Американского комитета с докладом, в котором <{=І призвал крупных промышленников «взять на себя активную организацию промысловых предприятий»*. Рискуя, но вместе с тем и видя выгоду вкладывания средств в рыбодобычу, фирма «Без- зубиков и сыновья» вместе с местными кооператорами - отделением Центросоюза, взяли й в аренду 12 минных траулеров английской постройки. К слову сказать, в нашей стране до Д 1930-х годов бытовало название «тральщики». Арендовали их, очевидно, у командования @ Флотилией Северного Ледовитого океана (ФСЛО), у которой не было средств на ремонт ко- «Ш, раблей для использования их в военных целях. Тральщики эти появились на Севере в начале войны - подрывы судов на немецких минах заставили российское правительство срочно про водить противоминные траления. Для этой цели поначалу использовались реквизирован ные у Спаде траулеры и другие срочно закупленные за границей суда. Достаточно сказать, что к 1917 году в составе ФСЛО числилось свыше сорока единиц плавсредств. В ходе двух революций, гражданской войны и иностранной интервенции часть кораблей погибла, часть была захвачена ан гличанами и угнана, иные, так и не успев до октября 1917 года добраться до Архан гельска, были прода ны за границей. Итак, аренда торы стали готовить свой первый трало вый флот к навига ции 1919 года. Пере оборудуя суда для промысла, в сроки не укладывались. До наступления зимы Тральщики ФСЛО «Foam», «Ripple», «Spray» (справа налево) траулеры успели еде- Фото периода Первой мировой войны * Ю. А. Лайус, «Ученые, промышленники и рыбаки: научно-промысловые исследования на Мурма не, 1898-1933».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz