Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

Около сотни поморских судов ежегодно отправлялись в Вардегуз, Хаммерфест, Тромсё с грузом хлеба, пеньки, крупы, который выменивали на соль, сушеную рыбу (палтус, тре­ ску и сайду), мягкую рухлядь, оленьи шкуры. Эта торговля вошла в историю как поморская, gg или по-норвежски - «летняя». Вскоре поморы убедились, что меновая торговля выгоднее ’ и безопаснее рискованных и самостоятельных промыслов, и почти полностью перешли на I скупку рыбы в Норвегии. С другой стороны, льготы, предоставляемые правительством Рос­ сии, давали жителям поморских селений источники существования, отвечающие условиям сурового северного климата. t Положение дел резко меняется в начале XX века, когда с появлением пароходного фло­ та поморские парусные суда становятся все более неконкурентоспособными, а возможно­ сти расширения хлебного экспорта и вообще меновой торговли были исчерпаны. Именно об этом и пишет К. Ю. Спаде в своей статье. Сам Карл Юрьевич - умный предприниматель, <и, хорошо знавший морское дело, в 1910 году сделал попытку организовать отечественный I траловый промысел. Взяв в компаньоны финансовых воротил из Прибалтики, он основал Л фирму «Русские северные морские промыслы К. Ю. Спаде - траловый лов и рыбная торгов- е ля». Фирма приобрела в Англии старый пароход, назвала его «Север», подобрала команду й с английскимтралмейстером-наставником и, подняв российский флаг, отправила экипаж на В промысел в Баренцево море. & Техника тралового лова была примитивной. Спускали трал только по ветру, так как у и судна из-за слабой мощности двигателя не хватало хода, чтобы вытравливать ваера на ве- |г тер. Так или иначе, но «Север» вкупе с еще одним траулером «Восток» в первую же совмест- © ную навигацию добыли около 30 тысяч пудов рыбы. Кстати, на «Севере» началась трудовая биография Федора Егоровича Шамалуева, чье мастерство сыграло неоценимую роль в пер­ вые годы работы отечественного тралового флота. Первый русский тралмейстер Ф. Е. Шамалуев вспоминал: «"Север", куда я снес в ав­ густовский вечер 1910 года свой матросский сундучок, был небольшим старым траулером, давно отслужившим свой строк. В Англии, откуда он прибыл в наши воды, избегали на нем плавать, и Спаде купил судно по дешевке... Трюм был небольшой: вряд ли он вмещал боль­ ше пяти тысяч пудов рыбы. В тесном кубрике, где помещались матросы и кочегары, койки располагались в три яруса. Обогревался он чугунным камельком, топившимся углем. По­ мещение было полно дыма, сквозь который тускло мерцал свет небольшого фонаря - един­ ственное освещение кубрика. Здесь же у камелька матросы развешивали для просушки ра­ бочую робу»*. В навигацию 1912 года фирма Спаде отправила на промысел уже четыре судна. Улов они сдавали на баржу «Онега», которая доставляла рыбу в Архангельск. Осенью траулеры отправлялись в Ригу, где ремонтировались и готовились к следующей навигации. Для обслу­ живания своих судов в Баренцевом море Спаде начал строить в губе Порчниха базу с при­ станью, складами и жилыми домами. В 1913-1914 годы были предприняты поход на восток к устью Оби и промыслово-разведывательная экспедиция на запад, к берегам Исландии, где на борт были подняты богатые уловы. Получив хорошую прибыль, фирмачи планировали довести численность своей траловой флотилии до 50-ти судов. Но этим планам не удалось сбыться - началась мировая война. А судьба первых русских траулеров такова: «Север» и «Юг» вскоре погибли во льдах Белого моря, два оставшихся судна, «Запад» и «Восток», были угнаны интервентами, обосновавшимися в Мурманске и Архангельске. *«На траулерах в Баренцевом море», Севморпуть, 1946.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz