Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
ва ть и загребают себе в карманы львиную долю барышей о т созданных, на основании э то й льготы , коммерческих комбинаций. Подобное наводнение русского рынка норвежской рыбой в ущерб мурманским про мыслам и государственного казначейства, в сомнительную пользу некоторых поморов, тр е б у е т всестороннего обследования и скорейшего урегулирования, ибо недопустимо, чтобы в интересах соединенной группы поморов и норвежцев, занимающихся исклю чительно только вытеснением из русского рынка русской рыбы и влияющей на упадки мурманских промыслов, страдали т е русские промышленники, которые стараю тся ис пользовать собственные рыбные б о га тс тв а и не возят ежегодно русские миллионы в Норвегию, а использованием собственных рыбных б о га т с т в влияют на увеличение капи талов внутри страны... В последнее время замечаются даже та кие ненормальные явления, как покупка по морами деревянных парусных судов у норвежцев и все для т о й же цели беспошлинного ввоза норвежской рыбы, т а к ч т о в подобных случаях, сверх всего, с трад ае т еще и бело морское парусное судостроительство. Те ж и тели Архангельской губернии, которые имею т большие капиталы , приобре т а ю т старые железные норвежские пароходы, устраиваю т в Норвегии склады куплен- !>ной рыбы и в течение всей навигации ввозят норвежскую рыбу усиленным темпом . Тут ?уж всякие выгоды на их стороне: и железные норвежские пароходы приобретаю тся бес пошлинно и рыба норвежская привозится беспошлинно; одним словом, со стороны русско го правительства и русских граждан полное покровительство норвежскому судострои- тел ь ству и норвежской рыбопромышленности, в прямой ущерб собственным государ ственным интересам. Английские траулеры нам снова напоминают о наших неисчерпаемых северных рыб ных бо гатствах, вопреки чему неоднократно подымались «ком пе тентны е» голоса, объ ясняющие упадок наших промыслов о тс у тс тв и е м на Мурмане весенних подходов рыбы. Только э т и господа почему-то не объясняют, отче го в Вардэ и в прилегающих к нему нор вежских становищах ежегодно до 40 русских судов набирают именно весною полные грузы рыбы и с о ткры ти ем навигации приходят ею то р го в а ть в Архангельск. Всем известно, ч т о норвежские промышленники из Вардэ часто идут промышлять к Рыбачьему полу острову и доходят иногда даже до острова Кильдина, а наши промышленники из Вайда- Губы, Земляной и других становищ за неимением покупателей принуждены возить свои уловы в Вардэ и т а м продавать рыбу своим же скупщикам поморам. Вот результаты л ь го ты беспошлинного ввоза норвежской рыбы, и пока э т о коренное зло не будет унич тожено , никакие правительственные меры не в силах поднять мурманские промыслы. Судя по числу принадлежащих поморам судов, и по т о й сумме денег, которую они уплачивают ежегодно норвежцам за рыбу, можно смело подтвердить, ч т о поморское население, даже не считая крупных, заинтересованных в рыбной торговле архангельских капиталистов, экономически достаточно сильно для то го , чтобы завести себе, по при меру иностранцев, если не траловые пароходы, т о палубные суда и моторные бо ты и пе рейти с т о го первобытного способа промысла, который до сих пор еще практикуется на Мурмане, к более современному, усовершенствованному. При существующей ль го те о беспошлинном ввозе норвежской рыбы, все свободные капиталы устремляю тся в Норвегию, где нажива более легкая и если и не т а к выгодна, но з а т о не сопряжена с физическим трудом и знанием промыслового дела, которое т р е буется при организации и эксплуатации собственных промыслов. Поэтому промышлять на Мурмане остались, за небольшими исключениями, только т е поморы, которые за не имением средств не в состоянии начать торговые сношения с Норвегией, и ожидать о т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz