Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

Еще один круг проблем поднимает рыбопромышленник К. Ю. Спаде, вынося в 1911 году на суд общественности свою статью т Северные рыбные промыслы и неотложные меры к их развитию По данным архангельской корабельной конторы в течение навигации текущего gj года ввезено из Норвегии в Архангельск 1 655 565 пудов разной соленой морской рыбы. За Й э т о же время с мурманских промыслов доставлено в Архангельск всего только 366 405 пудов, т . е. в 4 с половиной раза меньше, чем ввезено из Норвегии. Сопоставляя э т и данные со сведениями официального органа английских рыбопро­ мышленников «The Fish Trade's Gazette» о ежедневных приходах из вод Мурманского побе- Э режья в Гулль и Лондон английских траулеров с грузами свежей камбалы, палтуса, пикши и трески, поневоле начинаешь недоумевать, отче го мы, ж и тели Архангельской губер­ нии, имея под боком богатейшие в мире морские рыбные промыслы, предоставляем их If использование иностранцам, а сами покупаем нужную нам рыбу у соседей норвежцев. В т о время, когда мы едем за рыбой в Норвегию и увозим туд а ежегодно около 1.5 миллио­ на рублей нашего золота, английские траулеры, минуя норвежские промыслы, приходят ^ промышлять в наши воды и ежегодно на несколько миллионов рублей увозят рыбы в Ан­ глию. Не подлежит никакому сомнению, ч т о для наших капиталистов и поморов, зани­ мающихся наводнением русского рынка норвежской рыбой, в ущерб собственным мур­ манским промыслам, было бы безусловно много выгоднее вместо скупки рыбы в Норвегии развивать собственные мурманские промыслы и на т е деньги, которые они ежегодно уплачивают норвежцам за рыбу, покупать современные промысловые суда и снасти и перейти о т т о го первобытного способа промысла, который теперь практи куется на Мурмане, к более усовершенствованным и более продуктивным способам лова, ко торы ­ ми с та ким и блестящими результатами пользуются заграничные рыбопромышленники. ...Самим англичанам каждый рейс обходится около 300 фунтов стерлингов и ясно, ч то , оперируя в наших отдаленных северных водах, за тысячи верст о т своей базы, ан­ глийские рыбопромышленники все же получают огромные барыши. Замечательнее всего т о , ч т о подобные результаты получились в январе месяце, когда по а в то р и те тн ом у мнению бывшей «Мурманской научно-промысловой экспеди­ ции» нормальная промысловая деятельность на Мурмане немыслима. О тносительно привоза английскими траулерами из вод Мурманского побережья в Англию рыбы, имеем официальные данные английского министерства земледелия и ры­ боловства за время с 1906 г. по 1909 г. По э тим официальным данным в 1906 году англий­ ские траулеры сделали к нашим Мурманским и Канинским берегам 41 рейс, в 1907 году - 7 6 рейсов, в 1908 году -1 1 2 рейсов, в 1909 году - 215 рейсов... В январе месяце текущего года мне лично у Семи Островов приходилось неодно­ кра тно наблюдать одновременно промышляющих более 20 иностранных траулеров. По мере улова рыбы ежедневно уходили по несколько траулеров с полными грузами рыбы в Англию и их места занимали ежедневно вновь прибывавшие траулеры из Англии, причем ■ по приблизительному подсчету можно было принять, ч т о в т о время эксплуатацией на- * ших мурманских рыбных б о га тс тв занималось свыше 60 самых больших и современных WZ траулеров. < & Ь ' ? % r ' ; ■' .Г ' ѵ Ѵ - ч л . ' - ѵ *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz