Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

* Копытов Н. Л. «Мурманские морские рыбные промыслы и их реализация» //Известия Архан­ гельского общества изучения Русского Севера (№ 10 1910 года). , _ і -у * ѵ - наверное, теперь приходится ч и т а т ь стереотипную фразу в промысловых телеграм ­ мах: «видны иностранные траулеры, промышляют 12 траулеров» и т .д . С половины апреля до половины октября старого стиля траулеры успевают сделать по шести рей­ сов и увезти, считая за рейс в среднем четыре тысячи пудов, всего за сезон 24 ООО; всех ^ траулеров собирается на нашем Севере до 60 ш тук, minimum, и следовательно они вы­ лавливают не менее 1 200 ООО пуд. рыбы, которая могла бы до статься нам, будь у нас достаточно своих траулеров. Только с 1906 г. траловым промыслом начали заниматься и русские, но вследствие новизны дела, он у нас почти не развивается. К нашему стыду нам неизвестно даже, где можно прибыльно промышлять т р а у ­ лером; и э т о несмотря на дорогостоящую десятилетнюю деятельность Мурманской научно-промысловой экспедиции. Э та неизвестность в промысловых районах заставляет русские траулеры рабо­ т а т ь экспедиционным порядком о т меридиана Вардэ до Канина-Колгуева, имея в виду добычу главным образом трески и пикшуя, т . к. камбала в соленом виде у нас имеет срав- Щ нительно малую ценность и небольшой спрос; а вывоз в свежем виде как камбалы, т а к и другой рыбы, совсем невозможен из-за о т с у т с т в и я в Архангельске склада-холодильника и вагонов-ледников для транспортировки рыбы внутрь страны... Чтобы пой ти навстречу зарождающемуся у нас траловому промыслу, современно- и му за границей, нужно, по возможности, скорее у с тро и ть для хранения в свежем виде g рыбы склад-холодильник в Архангельске, и в т о же время необходимо оборудовать на © ж.-дор. лишь несколько специальных вагонов-ледников для перевозки рыбного груза в Во- ® логду, Москву и Петербург. Спостройкой склада-ледника в Архангельске и вагонов-ледни- ков, можно с уверенностью сказать, явятся предприниматели для покупки свежей рыбы на Мурмане и отправки ее на пароходах-рефрижераторах в Архангельск и далее по ж е ­ лезной дороге. Нечего говорить, ч т о срочный спрос на рыбу, в свою очередь, вызовет оживление тралового промысла, и число траулеров у нас сразу возрастет. Споявлением склада-ледника в Архангельске и вагонов-ледников на железной дороге, свежая рыба будет крупным конкурентом нынешней норвежской соленой рыбе, а по это ­ му торговцы , в силу необходимости, не будут покупать в Норвегии гнилой рыбы и долж­ ны будут улучшить засол, а по том у избавят потребителей рыбы о т всем известного неудовлетворительного теперь засола. Э ти же приспособления и спасут крупных и мелких торговцев свежей рыбой (навага, сельдь, корюшка, сиги и др.) о т ежегодных убытков, которым они подвергаются осенью и зимой во время оттепелей. До чего доходят э т и убы тки, даже трудно учесть, но они в конечном виде ложатся, т а к или иначе, на потребителя... Для тралового же промысла и вообще торговли свежей рыбой, необходимы склад- холодильник в Архангельске и вагоны-ледники на железной дороге. Без всего э то го никакие мероприятия, как том у, т а к и другому промыслу, не при­ несут коренной пользы и мы, по-прежнему игнорируя свою рыбу и промыслы, будем за­ купать ежегодно по 1 500 ООО пуд. рыбы в Норвегии, увозя туд а для дешевой продажи деньги, муку, крупчатку, крупу, доски и дрова*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz