Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
2. Рыбопромышленники Первыми рыбопромышленниками Севера в данном случае мы называем предприни мателей, которые попытались шагнуть вперед и, отойдя от кустарно-сезонного промысла рыбы, заняться траловым ловом. Для начала напомним, что из себя представляет сам трал. Это буксируемое судном мешкообразное отцеживающее орудие лова. Первыми его изобрели англичане, хотя сла вяне, и, очевидно, не только они, испокон веков в реках и озерах пользовались бреднем, который вполне можно считать примитивным «ручным тралом». В английских документах 1376 года упоминается сеть, растянутая в поперечном направлении распорным шестом (би- мом) длиной около трех метров и оборудованная для перемещения по грунту салазками. Это так называемый бим-трал. В середине XIX века длина бима возросла до 15 метров, а в 1870-х годах появились распорные тралы (оттер-тралы), горизонтальное раскрытие которых обеспечивалось специальными досками. Современные тралы, конструкция которых сформировалась в XX веке, делятся на дон ные, придонные и пелагические (разноглубинные). Тралы, буксируемые двумя судами, на зываются близнецовыми. Трал состоит из «крыльев» - залавливающей сетной части, мотни, мешка и кутка, служащего для накопления и выборки-выливки улова. «Устье» трала образу ют верхнее и нижнее сетные полотна, посаженные на подборы - стальные канаты. Верхняя подбора оснащается кухтылями, нижняя - грузом, что обеспечивает вертикальное раскры тие трала. Для увеличения прочности сетную часть трала снабжают системой тросов, назы ваемой остропкой трала. Продольную прочность всей конструкции обеспечивают канаты-то- пенанты... Для тех, кто знаком с парусным вооружением корабля, все эти названия-термины известны. По сути дела и сам трал можно назвать подводным парусом, который, в отличие от верхнего, обычного, ловит не ветер, а рыбу. И является не движителем для судна, а его плавучим якорем: опять-таки для яхтсменов вещь вполне обыкновенная и используемая для снижения хода корабля в том случае, когда нельзя убрать паруса... Существенное развитие траловый промысел получил в середине XIX века в Северном море, причем промысел велся на парусниках. Первыми паровые суда для рыбного лова при менили французы и американцы в середине 1860-х годов. В Англии первый паровой рыбо ловный траулер спустили на воду в 1870 году, затем, во второй половине 1880-х годов, паро вые траулеры появились в Голландии и Германии. Перед Первой мировой войной у немцев траловый флот насчитывал свыше трехсот судов. На рубеже XIX и XX веков, когда вышел в море траулер «Андрей Первозванный», рыб ная промышленность России носила кустарный характер, то есть рыбаки работали в при брежных водах по старинке, в основном ярусом. Только в мае 1905 года капитан Н. Л. «опы тов на зафрахтованном норвежском судне «Эрлинг» стал вести самостоятельный морской промысел рыбы. Первый русский траулер «Опыт», приобретенный в Англии, вывел в море в 1907 году архангельский купец Белявский. Несколько позже на рижских промышленников братьев Малинковых стали работать траулеры «Николай» и «Брейн»*. Начиная с 1910 года траловым промыслом на русском Севере занялась фирма К. Ю. Спаде. Пока российские предприниматели только начинали новое для себя дело и пытались при этом воспользоваться результатами экспедиции Н. М. Книповича, англичане и немцы ор ганизовали в Баренцевом море крупномасштабный траловый промысел. Почему так полу чилось? Капитан Николай Лукич Копытов по этому поводу имел свое мнение. Он считал, что «Мурманско-научно-промысловая экспедиция с 1898 по 1907 год, в особенности в начале своей деятельности, безусловно, пролила свет на познание запасов естественных богатств *А. Е. Волков, «Незаметные герои (траулеры в составе Советского флота)». 2011. 1 ѵ / Ѵ І
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz