Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

вание Председателя «Комитета для помощи русским поморам» великого князя Александра Михайловича «чтобы характер и направление деятельности экспедиции строго согласова­ лись бы с теми научно-промысловыми целями,., для достижения коих она была организо­ вана». Стремясь сохранить приоритет за научными (преимущественно гидрологическими) исследованиями, Брейтфус стал вести более гибкую политику, чем его предшественник. Он выставлял на первый план практические мероприятия, выполненные экспедицией, при­ украшивал «фасад» ее деятельности в угоду общественному мнению и тем самым предо­ хранял себя от критики. Но беда, как говорится, пришла откуда не ждали: к 1907 году финансовые дела самого Комитета оказались совершенно запутанными, и для покрытия долгов пришлось заложить в Норвегии и продать пароход «Андрей Первозванный». В дальнейшем судно вернулось в российские воды, меняло названия (с 1910 г. - «Мурман», с 1932 г. - «Мгла») и принад­ лежность к тому или иному ведомству. Оно было гидрографическим, научно-исследователь- ским, участвовало в Великой Отечественной войне в качестве вспомогательного. В 1959 году корабль был списан. Для отечественной науки НИС «Андрей Первозванный» навсегда остал­ ся явлением историческим, открывшим целую эпоху в изучении Баренцева моря. В анналах истории сохранилось имя его первого капитана, некоего Кочина*, который критиковал Мурманскую экспедицию за то, что «в угоду иностранной науке ею забыты по­ вседневные местные нужды поморов». Именно так в 1900 году пересказала письмо «помо­ ра Кочина» в заметке под заголовком «Жалобы поморов» редакция газеты «Новое время». ...Итак, экспедиция осталась без своей плавучей морской лаборатории. Дальнейшие события развивались стремительно и по сценарию, характерному для наших «лихих» 1990-х, что, впрочем, вполне объяснимо. Как в начале, так и в конце XX века в России на смену одному общественно-политическому строю (в первом случае феодализму, во втором - со­ циализму) пришел нарождающийся капитализм с его рыночными отношениями. Вот поче­ му, очевидно, «запутались» финансово-имущественные дела благотворительной организа­ ции под названием «Комитет для помощи поморам Русского Севера», под эгидой которого разрабатывались дорогостоящие программы. Реализация этих программ оплачивалась не только и не столько за счет пожертвований, но и бюджетными деньгами, на которые был куплен пароход «Андрей Первозванный». Вот почему отстранили от должности руководите- ля-директора предприятия, которому было передано в пользование это судно. Отстранили именно за то, что он переориентировал деятельность организованной и оплачиваемой за казенный счет экспедиции-предприятия на достижение чисто научных результатов. В октябре 1908 года Брейтфус выступает в промысловом отделе Общества Судоход­ ства с докладом, посвященным первому юбилею - десятилетию экспедиции. К этому вре­ мени Комитет для помощи поморам окончательно отказал в доверии и Брейтфусу, который стремился вывести экспедицию из-под его, Комитета, руководства. Что же делать членам Комитета, когда на юбилейно-праздничном мероприятии в вышестоящей организации вы- ступает-отчитывается руководитель, от которого надо избавляться? Прежде всего - найти повод к его увольнению и ненавязчиво подтолкнуть чиновников Общества Судоходства к этому решению. Выступая, Брейтфус не скрывает отдельных недостатков в работе экспедиции, но в то же время положительно оценивает ее деятельность и предлагает расширить район иссле- ffl * Кочин довольно-таки распространенная в Поморье фамилия. Но, к сожалению, ни име- ни-отчества, ни каких-либо сведений о судьбе первого капитана судна «Андрей Первозванный» автор-составитель этой книги не нашел.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz