Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
вание Председателя «Комитета для помощи русским поморам» великого князя Александра Михайловича «чтобы характер и направление деятельности экспедиции строго согласова лись бы с теми научно-промысловыми целями,., для достижения коих она была организо вана». Стремясь сохранить приоритет за научными (преимущественно гидрологическими) исследованиями, Брейтфус стал вести более гибкую политику, чем его предшественник. Он выставлял на первый план практические мероприятия, выполненные экспедицией, при украшивал «фасад» ее деятельности в угоду общественному мнению и тем самым предо хранял себя от критики. Но беда, как говорится, пришла откуда не ждали: к 1907 году финансовые дела самого Комитета оказались совершенно запутанными, и для покрытия долгов пришлось заложить в Норвегии и продать пароход «Андрей Первозванный». В дальнейшем судно вернулось в российские воды, меняло названия (с 1910 г. - «Мурман», с 1932 г. - «Мгла») и принад лежность к тому или иному ведомству. Оно было гидрографическим, научно-исследователь- ским, участвовало в Великой Отечественной войне в качестве вспомогательного. В 1959 году корабль был списан. Для отечественной науки НИС «Андрей Первозванный» навсегда остал ся явлением историческим, открывшим целую эпоху в изучении Баренцева моря. В анналах истории сохранилось имя его первого капитана, некоего Кочина*, который критиковал Мурманскую экспедицию за то, что «в угоду иностранной науке ею забыты по вседневные местные нужды поморов». Именно так в 1900 году пересказала письмо «помо ра Кочина» в заметке под заголовком «Жалобы поморов» редакция газеты «Новое время». ...Итак, экспедиция осталась без своей плавучей морской лаборатории. Дальнейшие события развивались стремительно и по сценарию, характерному для наших «лихих» 1990-х, что, впрочем, вполне объяснимо. Как в начале, так и в конце XX века в России на смену одному общественно-политическому строю (в первом случае феодализму, во втором - со циализму) пришел нарождающийся капитализм с его рыночными отношениями. Вот поче му, очевидно, «запутались» финансово-имущественные дела благотворительной организа ции под названием «Комитет для помощи поморам Русского Севера», под эгидой которого разрабатывались дорогостоящие программы. Реализация этих программ оплачивалась не только и не столько за счет пожертвований, но и бюджетными деньгами, на которые был куплен пароход «Андрей Первозванный». Вот почему отстранили от должности руководите- ля-директора предприятия, которому было передано в пользование это судно. Отстранили именно за то, что он переориентировал деятельность организованной и оплачиваемой за казенный счет экспедиции-предприятия на достижение чисто научных результатов. В октябре 1908 года Брейтфус выступает в промысловом отделе Общества Судоход ства с докладом, посвященным первому юбилею - десятилетию экспедиции. К этому вре мени Комитет для помощи поморам окончательно отказал в доверии и Брейтфусу, который стремился вывести экспедицию из-под его, Комитета, руководства. Что же делать членам Комитета, когда на юбилейно-праздничном мероприятии в вышестоящей организации вы- ступает-отчитывается руководитель, от которого надо избавляться? Прежде всего - найти повод к его увольнению и ненавязчиво подтолкнуть чиновников Общества Судоходства к этому решению. Выступая, Брейтфус не скрывает отдельных недостатков в работе экспедиции, но в то же время положительно оценивает ее деятельность и предлагает расширить район иссле- ffl * Кочин довольно-таки распространенная в Поморье фамилия. Но, к сожалению, ни име- ни-отчества, ни каких-либо сведений о судьбе первого капитана судна «Андрей Первозванный» автор-составитель этой книги не нашел.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz