Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

1. Мурманская научно-промысловая экспедиция* Как видим, в 1890-х годах власти Архангельской губернии в лице ее губернатора пе­ кутся об эффективности лишь ярусного лова рыбы, ни словом не обмолвившись о траловом ■g1промысле. Энгельгардт упоминает о страшном шторме, разыгравшемся в Белом море в 1894 § году, и делает вывод: «Этот шторм показал, насколько поморы опытны в мореплавании: не- 's' смотря на первобытную постройку и плохую оснастку их судов, крушение потерпело сравни- ^ тельно небольшое число судов; всего разбило 16 крупных палубных и 18 беспалубных судов, причем погибло 52 человека». Российские общественные деятели на эту трагедию отреаги­ ровали иначе: члены Петербургского отделения Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству образовали «Комитет для помощи поморам Русского Се­ вера», ходатайствовали перед императором о разрешении повсеместного сбора средств. Николай II дал на это «добро», и к концу 1895 года общая сумма сбора составила 50 тысяч Ц рублей, которые пошли на пенсии семьям погибших. Поначалу Комитет действовал как сугубо филантропическая организация. Однако госу- й дарственные мужи того времени понимали, что одной благотворительностью здесь не обой- l l тись, что основная беда не в частых штормах на Беломорье, а в технической и экономиче- g> ской отсталости рыбных промыслов на Мурмане. Был выработан проект обязательного стра- Л хования морских промышленников, оказывалось содействие поморам в строительстве мор- §> ских судов, издавались мореходные карты и публиковались гидрометеорологические сведе- g ния, но все эти безусловно полезные мероприятия не могли кардинально изменить положе­ ние дел. В повестке дня все настойчивее на первое место ставилась задача перехода от ра­ зовых гидрографических морских экспедиций к началу планомерных научно-промысловых исследований. В 1896 году на одном из заседаний Общества для содействия русскому торговому мо­ реходству (впоследствии Императорское Общество судоходства) разгорелась оживленная дискуссия. Особое впечатление на ее участников произвело выступление «представителя поморского населения Мурмана» С. В. Постникова, который «за годы плавания по северным морям не раз видел экспедиции, снаряженные для изучения побережий», и пришел к сле­ дующему заключению: «Не касаясь целесообразности и плодотворности этих исследований в научном или каком-либо другом «теоретическом» отношении, - говорил Постников, - он... не может умолчать о том, что в «практическом» отношении никаких результатов от всех этих исследо­ ваний он не замечал, что, благодаря этим исследованиям, ни один спрос местной промыс­ ловой жизни, во всей суровой ее обстановке, не был удовлетворен... В Норвегии и у других народов - это не так. Там на помощь темному трудовому населению являются просвещен­ ные люди, вооруженные знаниями, наукой. Они делают исследования там именно, где над­ лежит - в море - и дознаются, например, откуда, как и когда приходит рыба? - где и почему она останавливается? - после чего уже темному промышленнику остается лишь следовать точным их указаниям, не теряя бесполезно времени и не затрачивая напрасно труда. Совсем иначе это у нас. Доныне никому не известно, откуда и как приходит к Мурманскому берегу треска... Доныне неизвестно также, находится ли она у берегов Мурмана зимой. Желая посильно содействовать решению этих вопросов, - продолжал Постников, - он ______________________________ * При подготовке этой главы использованы материалы (цитаты и фактические сведения из работы Ю. А. Лайус «Ученые, промышленники и рыбаки: научно-промысловые исследования на Мурмане, 1898-1933» ( http://ihst.ru/) .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz