Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

ПАТОН Кирилл (Кир) Александрович 1902, г. Омск - ? Капитан на промысловых судах Мурманского тралового флота. І 5 > Родился в дворянской семье. В 1919 году ря­ довым служил в армии А. И. Деникина. Окончил Одесский морской техникум (1924). Ходил матросом, помощником капитана на судах Черноморского и Балтийского морских пароходств. С 1935 года - капи­ тан. С 1944 года - в Мурманске: старший помощник, дублер капитана, с 1946-го - капитан, капитан-настав­ ник на промысловых судах МТФ. Первые послевоен­ ные годы руководил РТ «Мудьюжанин», добивался высоких уловов. Экипаж этого траулера стал первым на Северном бассейне, где закрепились постоянные кадры и, следовательно, повысилась квалификация моряков. Капитан Патон выступил с ценным пред­ ложением по ускорению обработки рыбы между тралениями. Применение этого новшества другими судами позволило резко повысить общий вылов по флоту. В 1948 году Патон предложил принципиально новую схему судна кормового траления, которая была использована при строительстве судов типа БМРТ. Заслуженный работник рыбного хозяйства России В. К. Зиланов вспоминал: «После войны шло развитие тралового флота, с парового угля суда были переведе­ ны на жидкое топливо. Затем осознанно начали с тр о и т ь суда с кормовым тралением, инициатором э то го метода был капитан Кир Александрович Патон. В последние годы он работал в Севрыбпромразведке, и с ним мне довелось общаться. Удивительно мягкий, тонкий, интеллигентный человек с большим багажом капитанских знаний. И в о т он в 1949 году приходит к выводу, ч т о добывать рыбу производительнее не бортовым спосо­ бом, а кормовым. Э то была совершенно новая идея, которую поначалу приняли в ш ты ки. Вскоре началось строи тельство новой серии судов кормового траления на западногер­ манской судостроительной верфи «ХовальдВерке» в Киле. Первым пришёл в Мурманск траулер «Пушкин», мурманские рыбаки принялись осваивать новую технику. Не всё про­ текало гладко поначалу: очень долго осуществлялся подъём трала по слипу - были опасе­ ния, ч т о сеть нам о тае тся на в и н т двигателя. Хотя теоретических разработок и прак­ тического опы та для кормового траления было достаточно. Не удовлетворяли рыбаков и установленные лебёдки. Модернизация флота наряду с освоением новой техники шла постепенно, настойчиво, с большими трудностями», ( http://www.fishkamchatka.ru) В 1955 году стал первым капитаном БМРТ «Гоголь» (МБ-0251). Инициатор организации скоростных «окуневых» рейсов с заготовкой морского окуня в непотрошенном виде. С 1956 года - зам. начальника промысловой разведки Главмурманрыбпрома Управле­ ния рыбной промышленности Мурманского совнархоза, с 1961 года-флагманский капитан на ремонтирующихся судах. С 1973 года на пенсии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz