Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
ПАТОН Кирилл (Кир) Александрович 1902, г. Омск - ? Капитан на промысловых судах Мурманского тралового флота. І 5 > Родился в дворянской семье. В 1919 году ря довым служил в армии А. И. Деникина. Окончил Одесский морской техникум (1924). Ходил матросом, помощником капитана на судах Черноморского и Балтийского морских пароходств. С 1935 года - капи тан. С 1944 года - в Мурманске: старший помощник, дублер капитана, с 1946-го - капитан, капитан-настав ник на промысловых судах МТФ. Первые послевоен ные годы руководил РТ «Мудьюжанин», добивался высоких уловов. Экипаж этого траулера стал первым на Северном бассейне, где закрепились постоянные кадры и, следовательно, повысилась квалификация моряков. Капитан Патон выступил с ценным пред ложением по ускорению обработки рыбы между тралениями. Применение этого новшества другими судами позволило резко повысить общий вылов по флоту. В 1948 году Патон предложил принципиально новую схему судна кормового траления, которая была использована при строительстве судов типа БМРТ. Заслуженный работник рыбного хозяйства России В. К. Зиланов вспоминал: «После войны шло развитие тралового флота, с парового угля суда были переведе ны на жидкое топливо. Затем осознанно начали с тр о и т ь суда с кормовым тралением, инициатором э то го метода был капитан Кир Александрович Патон. В последние годы он работал в Севрыбпромразведке, и с ним мне довелось общаться. Удивительно мягкий, тонкий, интеллигентный человек с большим багажом капитанских знаний. И в о т он в 1949 году приходит к выводу, ч т о добывать рыбу производительнее не бортовым спосо бом, а кормовым. Э то была совершенно новая идея, которую поначалу приняли в ш ты ки. Вскоре началось строи тельство новой серии судов кормового траления на западногер манской судостроительной верфи «ХовальдВерке» в Киле. Первым пришёл в Мурманск траулер «Пушкин», мурманские рыбаки принялись осваивать новую технику. Не всё про текало гладко поначалу: очень долго осуществлялся подъём трала по слипу - были опасе ния, ч т о сеть нам о тае тся на в и н т двигателя. Хотя теоретических разработок и прак тического опы та для кормового траления было достаточно. Не удовлетворяли рыбаков и установленные лебёдки. Модернизация флота наряду с освоением новой техники шла постепенно, настойчиво, с большими трудностями», ( http://www.fishkamchatka.ru) В 1955 году стал первым капитаном БМРТ «Гоголь» (МБ-0251). Инициатор организации скоростных «окуневых» рейсов с заготовкой морского окуня в непотрошенном виде. С 1956 года - зам. начальника промысловой разведки Главмурманрыбпрома Управле ния рыбной промышленности Мурманского совнархоза, с 1961 года-флагманский капитан на ремонтирующихся судах. С 1973 года на пенсии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz