Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

№ & & В 1948 году в Германии по репарации началось мас­ совое строительство средне­ тоннажных траулеров для СССР (логгеры) с отличными мореходными качествами для своих параметров, кото­ рые уверенно переносили свирепые зимние штормы Се­ верной Атлантики. В качестве силовой установки использо­ вался очень выносливый дви­ гатель «Бокау-Вульф» мощно­ стью 300 л. с. Вот на этих судах молодой добывающий флот управления «Мурмансельдь» отправился в свое первое оке­ аническое плавание в 1950 году*. «В 1949 году на судах тралфлота вновь стал вне­ дряться хозрасчет, - пишут авторы книги «История МТФ (1920-1970 гг.)» А. А. Киселев и А. И. Краснобаев.-Капитаны траулеров получили задание покончить с бесхозяйствен­ ностью и расточительностью. Каждый траулер получал го­ довое задание с разбивкой по кварталам. Экипаж знал, сколько рыбы требуется выло­ вить, какого ассортимента и каким сортом сдать ее. Хозрасчет подразумевал борьбу за сни­ жение себестоимости рыбы, за повышение производительности труда, за рентабельность каждого корабля. Однако в конце 40-х годов, так же как до войны, ввести хозрасчет на всех судах не удалось. Причин было много, но основной явилась организационная неразбери­ ха: себестоимость, прибыль, рентабельность зачастую на судах не учитывались, капитаны и экипажи попросту не знали, каковы экономические показатели у траулера, сколько стоит их улов и т. д. В большинстве случаев ответственность за это несли руководители флота, работ­ ники планового отдела, экономисты». Восстанавливались и модернизировались предприятия рыбной отрасли Архангель­ ской области. Распоряжением Совета Министров СССР и приказом Министерства рыбной промышленности западных районов СССР от 22 апреля 1947 года на принципах хозрасчета в системе Северного рыбопромышленного треста «Севрыба» было образовано Архангель­ ское управление тралового флота. Работали и выпускали продукцию Архангельский рыбо­ комбинат, Беломорский, Приморский, Мезенский, Печорский, Индигирский рыбозаводы. Рыбоперерабатывающие предприятия и база Морзверпрома, Севрыбснаб, школа усовер- * Каргин М. И., «Океанская вахта». Мурманск, 2010. В СЕВЕРНУЮ АТЛАНТИКУ В послевоенные годы началось освоение про­ мысла сельди в северной части Атлантического океа­ на. Скопления крупной сельди в районе Шпицбергена были обнаружены еще в довоенный период группой научных сотрудников ПИНРО, вышедших в море на боте «Николай Книпович». Поисковый бот «Авангард» за 18 суток выловил в этом районе 25 тонн крупной сельди, названной «полярным заломом». Однако промышленное освоение сельди было прервано войной. В первый же послевоенный год опытно-поис­ ковым ловом сельди занимались два судна. Хотя ра­ боте и мешала неблагоприятная ледовая обстановка, сельдь в районе Шпицбергена все же была обнаруже­ на. Этот опыт вселял надежду, открывал перспективу. В 1948 году к берегам Северо-Восточной Ис­ ландии отправилась экспедиция в составе четырех мурманских средних рыболовных траулеров - «Кора­ блестроитель», которым командовал капитан Гунин, «Гроза» под командованием капитана Голубина, «Са­ зан» и «Книпович», капитанами на которых были Ша­ повалов и Грозников. Рейс экспедиции оказался удачным: экипажи средних траулеров в районе Исландии выловили 9 500 центнеров атлантической сельди. Итоги работы экспе­ диции вплотную привели к решению крупной задачи - созданию нового специализированного флота по про­ мыслу сельди в промышленном масштабе в открытых просторах Северной Атлантики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz