Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
1. Послевоенное пятилетие ш . Мурманск в годы Великой Отечественной вой ны был почти полностью разрушен в результате варварских бомбардировок. Немецко-фашистская авиация систематически сбрасывала зажигательные бомбы, наиболее опасные для города, где большин ство строений были деревянными. В годы войны по гибло 70 процентов жилого фонда, сгорело и было разрушено 437 производственных помещений, пол ностью уничтожено уличное освещение, огромный ущерб был причинен учреждениям просвещения, здравоохранения, культуры. Мурманск вместе со Смоленском, Орлом, Курском, Севастополем, Новго родом был включен в число 15-ти русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Ре шающую роль вэтомделе сыграло постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 10 сентября 1944 года «О мероприятиях по восстановлению городского хозяй ства Мурманска», на что было ассигновано 100 миллионов рублей. Активными участниками восстановления родного города были рыбаки и работники бе реговых предприятий рыбной промышленности. По почину портовиков и судоремонтников все взрослое население города добровольно трудилось по 20-60 часов в месяц: комсомоль цы и молодежь в 1946-1947 годах отработали на благоустройстве города свыше 800 тысяч часов. В марте 1946 года Верховный Совет СССР принял план четвертой пятилетки. В законе о четвертом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946- 1950 годы было отмечено: «... восстановить рыболовный флот и превзойти его довоенные размеры...». Планом первой послевоенной пятилетки в стране намечалось построить 150 рыболовных траулеров, 13 рыбоконсервных заводов и 30 холодильников. Потери флота Северного бассейна были значительными. 30 траулеров не вернулись из боевых походов и промысловых рейсов. Это почти половина того количества судов, которым располагал флот перед войной. Добиться довоенных уловов в таких условиях было невозможно. И заместитель пред седателя Совета Министров СССР А. И. Микоян отдает распоряжение об увеличении капи таловложений на 20 миллионов рублей для восстановления Мурманского тралового флота. Мурманрыба требовала от тралфлота ежесуточно иметь в море не менее 24-х траулеров, поднять среднесуточное время траления минимум до 16 часов, заготовку «свежья» в общем улове до 60 процентов. Остро стояла проблема кадров, так как на суда пришло много но вичков, только что демобилизовавшихся из армии. Их прикрепляли к опытным промысло викам, были организованы курсы техминимума в море. Развернул свою деятельность учеб- но-курсовой комбинат (УКК), где можно было получить специальность матроса, кочегара, тралмейстера, механика, судоводителя. Моряки Мурмана боролись за максимальные выловы рыбы. 1 января 1946 года через газету «Полярная правда» команда РТ «Ерш» обратилась к экипажам всех судов тралового флота с призывом выловить в течение года не менее 50 тысяч центнеров на один РТ. Уже в 1947 году экипажи РТ-9 «Ролик» и РТ-29 «Киров» дали по 57 тысяч центнеров рыбы. Более
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz