Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

1. Послевоенное пятилетие ш . Мурманск в годы Великой Отечественной вой­ ны был почти полностью разрушен в результате варварских бомбардировок. Немецко-фашистская авиация систематически сбрасывала зажигательные бомбы, наиболее опасные для города, где большин­ ство строений были деревянными. В годы войны по­ гибло 70 процентов жилого фонда, сгорело и было разрушено 437 производственных помещений, пол­ ностью уничтожено уличное освещение, огромный ущерб был причинен учреждениям просвещения, здравоохранения, культуры. Мурманск вместе со Смоленском, Орлом, Курском, Севастополем, Новго­ родом был включен в число 15-ти русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Ре­ шающую роль вэтомделе сыграло постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 10 сентября 1944 года «О мероприятиях по восстановлению городского хозяй­ ства Мурманска», на что было ассигновано 100 миллионов рублей. Активными участниками восстановления родного города были рыбаки и работники бе­ реговых предприятий рыбной промышленности. По почину портовиков и судоремонтников все взрослое население города добровольно трудилось по 20-60 часов в месяц: комсомоль­ цы и молодежь в 1946-1947 годах отработали на благоустройстве города свыше 800 тысяч часов. В марте 1946 года Верховный Совет СССР принял план четвертой пятилетки. В законе о четвертом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946- 1950 годы было отмечено: «... восстановить рыболовный флот и превзойти его довоенные размеры...». Планом первой послевоенной пятилетки в стране намечалось построить 150 рыболовных траулеров, 13 рыбоконсервных заводов и 30 холодильников. Потери флота Северного бассейна были значительными. 30 траулеров не вернулись из боевых походов и промысловых рейсов. Это почти половина того количества судов, которым располагал флот перед войной. Добиться довоенных уловов в таких условиях было невозможно. И заместитель пред­ седателя Совета Министров СССР А. И. Микоян отдает распоряжение об увеличении капи­ таловложений на 20 миллионов рублей для восстановления Мурманского тралового флота. Мурманрыба требовала от тралфлота ежесуточно иметь в море не менее 24-х траулеров, поднять среднесуточное время траления минимум до 16 часов, заготовку «свежья» в общем улове до 60 процентов. Остро стояла проблема кадров, так как на суда пришло много но­ вичков, только что демобилизовавшихся из армии. Их прикрепляли к опытным промысло­ викам, были организованы курсы техминимума в море. Развернул свою деятельность учеб- но-курсовой комбинат (УКК), где можно было получить специальность матроса, кочегара, тралмейстера, механика, судоводителя. Моряки Мурмана боролись за максимальные выловы рыбы. 1 января 1946 года через газету «Полярная правда» команда РТ «Ерш» обратилась к экипажам всех судов тралового флота с призывом выловить в течение года не менее 50 тысяч центнеров на один РТ. Уже в 1947 году экипажи РТ-9 «Ролик» и РТ-29 «Киров» дали по 57 тысяч центнеров рыбы. Более

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz