Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

is r ш . ШАБАЛИН Александр Осипович 22.10.1914, д. Юдмозеро Архангельской губернии - 16.01.1982, г. Ленинград ■■■т г * ^ а Щ . Л З я®. Штурман на судах Мурманского тралового фло- та, военный моряк, дважды Герой Советского Союза^ контр-адмирал (1966 г.), почетный гражданин г. Архан­ гельска (1978). С 1931 года - в Мурманске: юнга, матрос РТ «Краб» МТФ. Затем тралмейстер, после учебы в морском рыбо- J j промышленном техникуме - штурман РТ-11 «Ваер». @ В 1936 году призван в ВМФ. После учебного отряда в Кронштадте служил в бригаде торпедных катеров Бал­ тийского флота. В советско-финскую войну 1939-1940 * годов командовал торпедным катером. В годы Великой Отечественной войны потопил на своем катере ТК-12 большой транспорт противника. А через полтора месяца отправил на дно еще один транс- ^ порт, на борту которого находились 2000 горных егерей. К началу 1944 года на личном счету Шабалина было уже 7 потопленных кораблей про- ’ тивника. Он имел четыре боевых ордена, а вскоре был награжден Золотой Звездой Героя Со­ ветского Союза (Указ от 22.02.1944 г.). Второй медалью «Золотая Звезда» отважный катерник был награжден за успешное проведение Печенгской десантной операции, когда в ночь с 12 на 13 октября 1944 года группа торпедных катеров ворвалась в порт Лиинахамари. Первым высадил десант катер Шабалина. После войны - командир бригады надводных кораблей, зам. начальника штаба флота. В 1969-1975 годы - заместитель начальника Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. Имя А. О. Шабалина присвоено улицам Архангельска, Мурманска, п. Лиинахамари и площади в г. Онеге, где установлен бронзовый бюст героя. Его именем было названо рыбо­ промысловое судно типа «Моонзунд» (Германия, Штральзунд, 1988). РЫБАЦКАЯ ЮНОСТЬ Из очерка военного корреспондента Тимура Гайдара Рыболовный траулер «Краб» шел на промысел по Кольскому заливу. Матросы готови­ ли снасти. Капитан, присматриваясь к знакомым мыскам, вел судно по фарватеру. Низкое се­ рое небо, черные берега, птичьи стаи над скалами - все это было ему знакомо и привычно, как запах рыбы, пропитавший «Краб» от киля до кончика невысокой мачты. -Д е р ж и левее, вправо не ходить! - сердито сказал он рулевому, завидев силуэты су­ дов. Потом торопливо обернулся к корме: - Шабалин! Давай на флаг... Не видите, черти, что ли? Но моряки видели как, строго выдерживая равнение, с чуть откинутыми назад строй­ ными мачтами, по заливу шли не бывавшие здесь, на Севере, корабли - эскадренные ми­ ноносцы. Ярко горела надраенная медяшка. У орудий замерли краснофлотцы. Разрезанная острыми форштевнями вода выворачивала глубокую подкладку. Это был 1933 год. Страна поднимала на Севере города и заводы. Как страж великой стройки пришли сюда с Балтики первые эсминцы —ядро Северного флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz